Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В,
судей - Черткова С.Н, Имансакиповой А.О,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам директора БУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" Матиной А.А, представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 10 октября 2018 года, которым
удовлетворены исковые требования Кабановой КГ.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 34,3 кв. м, предоставленное по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 17 ноября 2015 года N, признано не отвечающим требованиям благоустроенности.
Бюджетное учреждение Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" обязано предоставить Кабановой КГ, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения другое жилое помещение специализированного жилищного фонда;
и дополнительное решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 01 ноября 2018 года, которым
взысканы с Бюджетного учреждения Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" в пользу Кабановой КГ расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей, расходы на оплату экспертизы в сумме 1 378 рублей 84 копейки, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Отказано Кабановой КГ во взыскании с Бюджетного учреждения Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кабанова (до заключения брака - Торломоева) К.Г. обратилась в суд с иском к ББУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" о признании предоставленного жилого помещения не соответствующим требованиям благоустроенности, расторжении договора социального найма и предоставлении другого специализированного жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что 17 ноября 2015 года между Торломоевой К.Г. и БУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N 4, в соответствии с которым ей предоставлено в наем специализированное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" Предоставленное жилое помещение не является благоустроенным и не отвечает санитарным требованиям, проживать в нем невозможно из-за отсутствия водоотведения и теплоснабжения, поэтому в настоящее время она вынуждена временно проживать в г. Горно-Алтайске. По данному вопросу она обращалась в администрацию МО "Онгудайский район" и Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с просьбой создать комиссию и предоставить ей другое жилое помещение, пригодное для проживания. Министерством труда социального развития и занятости населения Республики Алтай был дан ответ о том, что специализированный жилищный фонд должен быть обеспечен внутридомовыми инженерными системами и внутриквартирным оборудованием, которыми обеспечено более 50% жилых помещений в соответствующем муниципальном образовании. На основании формы 1- жилфонд Республики Алтай в Онгудайском районе удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом составляет - 32,5%, водоотведением - 4,6%, что составляет менее 50% обеспеченности жилых помещений в Онгудайском районе.
Определением суда от 10 октября 2018 года требование истца о расторжении договора найма специализированного жилого помещения оставлено без рассмотрения.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым директор БУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" Матина А.А. в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решения суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована тем, что степень благоустроенности жилого помещения должна определяться только лишь наличием и составом находящихся в жилом помещении инженерных систем и внутриквартирного оборудования, к которым в числе прочего относятся и инженерные сети (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление). Соответствие или несоответствие жилого помещения санитарным правилам и нормам, установленным СанПин 2.1.2.2645-10 не может говорить о степени благоустроенности жилого помещения. Несоответствие жилого помещения указанным СанПин может свидетельствовать только лишь о непригодности жилого помещения к проживанию. Подвоз питьевой воды не входит в понятие водоснабжение, следовательно, отсутствие подвоза воды не свидетельствует о степени благоустроенности жилого дома.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б. выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных здания допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. В соответствии с п.10 Порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 05.08.2013 N 212, оценка степени благоустройства жилищного фонда производится на основании данных, предоставляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, в разрезе муниципальных образований в Республике Алтай. На основании данных указанного органа, на момент предоставления жилого помещения специализированного фонда истице, удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом составил 32,5 %, водоотведения - 4,6%, что составляет менее 50% обеспеченности жилых помещений Республики Алтай в Онгудайском районе. Следовательно, специализированное жилое помещение на момент предоставления Торломоевой К.Г. было благоустроено применительно к с. Онгудай и требования к степени благоустроенности не снижены. Также апеллянт выражает несогласие с требованиями истца о возмещении судебных расходов. Кроме того, истец имеет право на получение бесплатной юридической помощи.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Кабановой К.Г. - Табакаев Ю.А. указывает на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя БУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" Тинибаева Т.А, представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанину А.Б, поддержавших доводы жалоб, представителя Кабановой К.Г. - Табакаева Ю.А, возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" в специализированный жилищный фонд включаются жилые помещения в виде квартиры либо жилого дома, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта муниципального образования в Республике Алтай, которые отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации к жилым помещениям, предоставляемым по договорам социального найма.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. п. 12 и 13 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64). Пункт 8.1.1. данных требований предусматривает в жилых зданиях, в том числе хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, устанавливают, что при размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализированными уборными (пункт 8.1.1). Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Обеспеченность жилого помещения электроосвещением, отоплением, водоснабжением и водоотведением свидетельствует о степени благоустроенности жилого дома.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в статье 7 предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года N 212 предусмотрено, что жилое помещение, планируемое для включения в специализированный жилищный фонд, должно быть обеспечено внутридомовыми инженерными системами и внутриквартирным оборудованием, которыми обеспечено более 50% жилых помещений в соответствующем муниципальном образовании.
Как усматривается из материалов дела, Кабановой К.Г. на основании договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N от 17 ноября 2015 года передано в наем жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: "адрес". По договору данное жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям с. Онгудай.
13 октября 2017 года Кабанова К.Г. обратилась в администрацию МО "Онгудайский район", а также в Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с заявлением о создании комиссии и проведении проверки проживания ее в данном жилом помещении, сославшись на то, что жилое помещение не является благоустроенным ввиду отсутствия водоснабжения и водоотведения.
Согласно ответа Администрации МО "Онгудайский район" от 18 декабря 2017 года N жилое помещение является собственностью Республики Алтай и передано в оперативное управление БУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района", в связи с чем, администрация МО "Онгудайский район" не уполномочена на создание комиссии для проверки жилищных условий.
Из ответа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 0 ноября 2017 года N следует, что жилое помещение приобретено на первичном рынке, является благоустроенным применительно к условиям с. Онгудай, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года N оценка степени благоустройства жилищного фонда производится на основании данных, предоставляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, в разрезе муниципальных образований в Республике Алтай. При этом жилое помещение, планируемое для включения в специализированный жилищный фонд, должно быть обеспечено внутридомовыми инженерными системами и внутриквартирным оборудованием, которыми обеспечено более 50% жилых помещений в соответствующем муниципальном образовании. Министерством в администрацию Онгудайского района направлено ходатайство о возможности обеспечения водопроводом и водоотведением улицы "адрес".
В Онгудайском районе Республики Алтай удельный вес общей жилой площади, оборудованной водопроводом, составляет 32,5 %, водоотведения -4,6%.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" N от 01 октября 2018 года, условия проживания в жилом доме Кабановой К.Г. ( "адрес" не соответствуют требованиям п. 2.7, п. 8.1.1, п. 8,.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. При исследовании установлено, что специально отведенного места для сбора твердых бытовых отходов нет, контейнеры не установлены, не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10). Водоснабжение отсутствует (п. 2.7, 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10). Ближайший источник централизованного водоснабжения находится в 1,5 км от дома. Подвоз воды не организован.
Суд, с учетом Общих требований к благоустроенности жилого помещения, экспертного заключения, согласно которого условия проживания в жилом доме по адресу: с. Онгудай, ул. Изумрудная, 9а, кв.1 не соответствует требованиям п. 2.7, п.8.1.1, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, обоснованно признал жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" предоставленное Кабановой К.Г. по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не отвечающим требованиям благоустроенности.
Разрешая заявленные исковые требования Кабановой К.Г. в части предоставления другого жилого помещения специализированного жилищного фонда, руководствуясь положениями вышеуказанного законодательства, исходя из того, что ответчиком не исполнено обязательство по предоставлению Кабановой К.Г. специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям благоустроенности жилого помещения, суд первой инстанции удовлетворил данные требования.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, т.к. они основаны на анализе действующего законодательства и доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Несостоятелен довод жалобы о том, что специализированное жилое помещение на момент предоставления Кабановой (Торломоевой) К.Г. было благоустроено применительно к с. Онгудай, поскольку опровергается материалами дела.
Доводы жалобы о несогласии с заявленными требованиями истца о взыскании судебных расходов, также не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы. Понесенные истцом судебные расходы являются необходимыми и понесены Кабановой К.Г. с целью защиты своего права. Оснований для отказа во взыскании определенных судом сумм не имеется.
Иные доводы жалобы по существу повторяют позицию ответчиков, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 10 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы директора БУ РА "Управление социальной поддержки населения Онгудайского района" Матиной А.А, представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи С.Н. Чертков
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.