Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н.
судей - Имансакиповой А.О, Ялбаковой Э.В.
при секретаре - Слабодчиковой А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Трубниковой О.И. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 23 августа 2018 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Чемальского района в интересах Трубниковой О.И. к БУ РА "Управление социальной поддержки населения Чемальского района" о взыскании в пользу Трубниковой О.И. недополученной за период с апреля 2015 года по март 2018 года суммы компенсации понесенных ею затрат на оплату электрической энергии в сумме 52803 рубля 08 копеек.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чемальского района в интересах Трубниковой О.И. обратился в суд с иском к БУ РА "Управление социальной поддержки населения Чемальского района" о взыскании в пользу Трубниковой О.И. недополученной за период с апреля 2015 года по март 2018 года суммы компенсации понесенных ею затрат на оплату электрической энергии в сумме 52803 рубля 08 копеек. В обоснование заявленных требований указал, нарушаются права Трубниковой О.И, предусмотренные федеральным законодательством и законами Республики Алтай на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику образовательного учреждения, работающему и проживающему в сельской местности. Трубниковой О.И. в период с апреля 2015 года по март 2018 года БУ РА "Управление социальной поддержки населения Чемальского района" предоставляло меры социальной поддержки по оплате освещения исходя из установленного норматива потребления электроэнергии при отсутствии прибора учета, хоты в жилом помещении прибор учета электроэнергии имелся. Просил суд взыскать с БУ РА "Управление социальной поддержки населения Чемальского района" в пользу Трубниковой О.И. недополученную за период с апреля 2015 года по март 2018 года сумму компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 52803 рубля 08 копеек.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит Трубникова О.И, указывая, что она как педагогический работник, проживающий и работающий в сельском населенном пункте, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Ответчик определял размер компенсации расходов на оплату освещения расчетным путем как лицу, не имеющему прибора учета электроэнергии, что является незаконным, поскольку ее жилой дом оснащен прибором учета. Также апеллянт считает п. 4 Порядка, устанавливающий формулу определения объема электроэнергии, потребляемой на освещение жилого помещения расчетным путем, противоречащим действующему законодательству. Фактически Правительством Республики Алтай определен норматив на освещение для предоставления льгот на электроснабжение педагогическим работникам, отличный от установленного жилищным законодательством. Формула, установленная Порядком предоставления мер социальной поддержки, утвержденным Правительством Республики Алтай, снижает объем меры социальной поддержки по сравнению с той, что предоставлялась до принятия данного нормативного акта. Поскольку в период с апреля 2015 года по март 2018 года мера социальной поддержки по оплате освещения была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которую она как педагогический работник имеет право в соответствии с действующим законодательством, то суд первой инстанции необоснованно не признал за ней право на получение компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме. Выводы суда о необходимости разграничения при реализации названной льготы понятий "освещение" и "электроснабжение" основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. ЖК РФ под предоставлением льготы на освещение педагогу понимает коммунальную услугу.
Таким образом, педагоги имеют право на компенсацию оплаты в полном объеме коммунальной услуги, в том числе оплаты за электроснабжение. При этом, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
Представитель Министерства финансов Республики Алтай Чиркова А.К. в возражениях на жалобу указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав прокурора Тюхтеневу И.М, поддержавшую доводы жалобы, и представителя Министерства финансов Республики Алтай Арбанакову Д.Г, полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Трубникова О.И. с "дата" по настоящее время работает в "данные изъяты" в должности "данные изъяты", кроме того она занимает "данные изъяты", пользуется льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Трубникова О.И. с "дата" зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого Трубникова О.И. осуществляет оплату услуг за электроэнергию, прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, отсутствует.
Согласно справки по начислениям за потребленную электроэнергию, представленную КУ "Чемальский" филиала Горно-Алтайский ОАО "Алтайэнергосбыт", Трубниковой О.И. в соответствии с показаниями приборов учета за период с апреля 2015 года по март 2018 года произведено оплат за потребление электроэнергии в общей сумме 65438 рублей 08 копеек.
При этом истцу компенсированы расходы на освещение за указанный период в размере 12635 рублей, которые определены расчетным путем.
При рассмотрении настоящего спора суд руководствовался положениями ст.ст. 160, 154 ч. 4 ЖК РФ, Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 15.11.2013 года N59-РЗ "Об образовании в Республике Алтай", Законом Республики Алтай от 07.06.2005 года N43-РЗ "О мерах социальной поддержке некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай", Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 14.06.2011 года N 124 и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом судом указано, что компенсация педагогическим работникам предоставляется за жилое помещение, за отопление, за освещение. Размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством. Расчет же, приведенный истцом, содержит фактический расход электроэнергии, включающий в себя расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они должным образом мотивированы, основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а потому не могут свидетельствовать о незаконности судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предписывает субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений установить размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки.
При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
В соответствии с Законом Республики Алтай от 07.052005 года N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" Правительство Республики Алтай утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай (Постановление Правительства Республики Алтай от 14.06.2011 года N 124). Согласно абз. 2 п. 4 Порядка размер компенсации расходов на освещение жилого помещения осуществляется, исходя из стоимости 1 кВт электрической энергии, установленной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере государственного регулирования цен (тарифов), и показаний приборов учета электрической энергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электрической энергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения, но не более 100 процентов от фактического потребления на домовладение.
Согласно Правил технических электроустановок под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Согласно СНиП 23-05-95 под понятием освещение предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Электроэнергия может использоваться населением для бытовых нужд, освещения, на мелкие бытовые нагрузки, для кондиционирования воздуха и т.д.
Бесплатное электроснабжение в целом работающим педагогическим работникам нормативными правовыми актами не предполагалось и не гарантировалось.
Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай, утвержденный Постановлением Правительства Республики Алтай от 14.06.2011 года N 124, является действующим нормативным актом, в связи с чем, абз. 2 пункта 4 Порядка, устанавливающий сумму компенсации расчетным путем, подлежит обязательному применению при рассмотрении данного спора.
Предметом данного спора являлось оспаривание стороной истца объема предоставляемых мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.
При разрешении дела по существу суд первой инстанции обоснованно руководствовался правилами ст. 11 ГПК РФ о юридической силе нормативных правовых актов.
Довод истца о том, что освещение не является отдельным видом коммунальных услуг, оказываемых собственникам и нанимателям жилых помещений, и входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению, о тождестве терминов электроснабжения и освещения, обоснованно не принят во внимание в силу отсутствия прямого указания на то в норме закона.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены или изменения постановленного решения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 23 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трубниковой О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи А.О. Имансакипова
Э.В. Ялбакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.