Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р, Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционным жалобам Галиевой С.З, заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) Купцовой А.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Галиевой С.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (межрайонное) включить в стаж Галиевой С.З. период работы в должности лаборанта, фельдшера-лаборанта биологического отделения в ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" с 1 ноября 1997 года по 30 апреля 2002 год в льготном исчислении;
в удовлетворении исковых требований о производстве расчета и назначении пенсии отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя истца Галиевой С.З. - Адамович Н.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы Галиевой С.З. и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия
установила:
Галиева С.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Управление) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование указала, что 11 декабря 2017 года она обратилась в Управление с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением от 22.12.2017 N 1492357/17 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Просила обязать ответчика включить в стаж лечебной деятельности период работы с 1 ноября 1997 года по 30 апреля 2002 года в государственном автономном учреждении здравоохранения "Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" в должностях лаборанта, фельдшера-лаборанта; признать право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать ответчика произвести расчет и начисление досрочной трудовой пенсии с 11 декабря 2017 года.
В судебном заседании представитель истца Адамович Н.В. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании Управления произвести расчет и начисление досрочной трудовой пенсии по старости с 11 декабря 2017 года ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 04.06.2014 по 21.10.2014 подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Всего специальный стаж деятельности истицы, по ее подсчету, составил 30 и 9 дней.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда в части включения периода работы в должности лаборанта, фельдшера-лаборанта биологического отделения в ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РТ" с 1 ноября 1997 года по 30 апреля 2002 год в льготном исчислении ввиду незаконности и необоснованности. Ссылается на то, что период работы с 03.09.1996 по 31.10.1999 уже включен Управлением в специальный стаж истицы с применением льготного (кратного) порядка исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Апеллянт указывает, что наименование должности "старший лаборант" Списками, применяемыми к периодам работы с 01.11.1999, не предусмотрено. Должности "лаборант" и "старший лаборант" не являются тождественными, предусматривают различный круг должностных обязанностей. Кроме того, индивидуальные сведения о стаже и заработке истца в спорный период времени сданы работодателем без льготного кода выслуги.
Галиева С.З, представитель Управления в заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 20 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (применяются на основании п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665) установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Материалами дела установлено, что 11.12.2017 Галиева С.З. обратилась в Управление с заявлением о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением Управления от 22.12.2017 N 1492357/17 в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано. В стаж на соответствующих видах работ в бесспорном порядке засчитано 26 лет 3 месяца 6 дней.
Ответчик не включил в специальный стаж на соответствующих видах работ период работы с 01.11.1997 по 30.04.2002 в качестве старшего лаборанта судебно-биологического отделения в ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан". Включил период работы с 01.11.1999 по 31.10.1999 в должности лаборанта указанного бюро судебно-медицинской экспертизы в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев).
Согласно записям в трудовой книжке, истец 03.09.1996 принята в Городское бюро судебно-медицинской экспертизы г. Набережные Челны на должность лаборанта, 01.11.1997 переведена на должность старшего лаборанта судебно-биологического отделения, 01.05.2002 переведена на должность лаборанта указанного отделения бюро.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в льготный стаж периода работы с 01.11.1997 по 30.04.2002 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта судебно-биологического отделения в ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Судебная коллегия с данными выводами суда в части включения периода работы с 01.11.1997 по 31.10.1999 в льготном исчислении не соглашается в силу следующего.
Из решения Управления об отказе в назначении пенсии от 22.12.2017 N 1492357/17 следует, что период работы с 01.11.1997 по 30.04.2002 в качестве старшего лаборанта судебно-биологического отделения в ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" не зачтен в льготный стаж истца ни в календарном, ни в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев.
В письме Управления, адресованном в Верховный Суд Республики Татарстан, от 14.12.2018 N ФЭ-01-16/13142 указано, что с учетом корректировки сведений льготный стаж истца составляет 26 лет 2 месяца 13 дней.
Согласно данным о стаже истца, рассчитанном Управлением, период работы с 01.11.1997 по 31.10.1999 в качестве лаборанта включен Управлением в льготный стаж работы как один год работы как за один год и шесть месяцев в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464, при этом включен в льготном порядке период работы с 03.09.1996 по 31.10.1999 (л.д. 51).
Таким образом, период работы истца с 01.11.1997 по 31.10.1999 бесспорно включен пенсионным органом в льготный стаж как один год работы как за один год и шесть месяцев.
Учитывая, что период работы истца с 01.11.1997 по 31.10.1999 не может быть повторно включен в стаж работы истца, решение суда в данной части подлежит отмене, доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части обоснованны.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в льготном исчислении в специальный стаж истца периода работы с 01.11.1999 по 30.04.2002 по следующим мотивам.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и от 29.10.2002 N 781 предусматривают условия для льготного исчисления стажа, но устанавливают исчерпывающий перечень, как наименований должностей, так и наименований учреждений здравоохранения (структурных подразделений), работа в которых исчисляется в льготном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 5 Правил, утверждённых постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и от 29.10.2002 N 781, указано, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, а именно: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как один год работы как за один год и шесть месяцев.
Разделами 4 перечней структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденными указанными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и от 29.10.2002 N 781, предусмотрены отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов, а в них следующие должности: врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Обязательным условием зачета в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости является не просто осуществление медицинской деятельности, а ее осуществление в конкретных должностях и учреждениях (структурных подразделениях), предусмотренных списками с обязательным учетом правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 43 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Также это указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Галиева С.З. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 28.09.1998.
Индивидуальные сведения о стаже и заработке истца в спорный период времени с 01.11.1997 по 30.04.2002 сданы работодателем без льготного кода выслуги (л.д. 55, 56).
Однако из ответа ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (работодатель истца) от 21.11.2018 N 3302 на запрос судебной коллегии следует, что согласно журналам проведения судебно-медицинских экспертиз (исследований) вещественных доказательств судебно-биологического отделения ГУЗ "Набережночелнинское бюро судебно-медицинской экспертизы", документу "Анализ деятельности судебно-медицинской службы Республики Татарстан за период работы 1997-2002 год", Галиева С.З. работала совместно с врачом судебно-медицинским экспертом ФИО1, участвовала в проведении судебно-медицинских экспертиз (исследований) вещественных доказательств от трупов, производила обработку трупного материала в период времени с 1997 по 2002 гг.
Объяснить причины не сдачи ГУЗ "Набережночелнинское бюро судебно-медицинской экспертизы" сведений с кодом льготных условий труда в пенсионный орган за период работы с 01.11.1999 по 30.04.2002 не представляется возможным. В указанный период истец работала старшим лаборантом и на 0,5 ставки лаборантом (внутреннее совместительство) судебно-биологического отделения Городского бюро судебно-медицинской экспертизы г. Набережные Челны.
Также в ответе указано, что в период времени с 09.01.1993 по 24.04.2007 Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Набережные Челны являлось самостоятельной обособленной юридической организацией, штатное расписание учреждения утверждалось Управлением здравоохранения г. Набережные Челны.
Управление здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан в ответе на запрос судебной коллегии от 12.12.2018 N 29/479/18 указывает, что не располагает информацией, по какой причине не были переданы сведения с кодом льготных условий труда в пенсионный орган на Галиеву С.З.
Судебная коллегия приходит к выводу, что невыполнение этой обязанности по предоставлению работодателем в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые им были уплачены страховые взносы и в которые осуществлялась особая деятельность по проведению судебно-медицинских экспертиз (исследований) вещественных доказательств от трупов и обработке трупного материала, в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.
Таким образом, период работы истца 01.11.1999 по 30.04.2002 в качестве старшего лаборанта в совокупности с 0,5 ставки лаборанта в ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении как один год работы как за один год и шесть месяцев, доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части подлежат отклонению как опровергнутые совокупностью собранных по делу доказательств.
Довод апелляционной жалобы истца о необходимости включения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 04.06.2014 по 21.10.2014 подлежит отклонению, поскольку требование о включении данного периода в страховой стаж не было заявлено Галиевой С.З. в просительной части искового заявления и не может быть рассмотрено судом апелляционной инстанции в силу положений части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, специальный стаж лечебной деятельности Галиевой С.З. составляет менее 30 лет (бесспорно включено Управлением 26 лет 2 месяца 13 дней + 3 года 8 месяцев 30 дней включено судом (с 01.11.1999 по 30.04.2002 в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев) = 29 лет 11 месяцев 13 дней), судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что право на досрочное назначение пенсии у истца на дату обращения 11.12.2017 в Управление не возникло, в силу чего судом правильно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года по данному делу отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) обязанности включить в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода работы Галиевой С.З. с 1 ноября 1997 г. по 31 октября 1999 г. в должностях лаборанта и фельдшера-лаборанта в государственном автономном учреждении здравоохранения "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.
В остальной части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.