Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.В. Мелихова, С.В. Новосельцева,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.М. Хайбрахмановой на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 5 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее иска к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан о включении периодов работы в страховой стаж и признании права на досрочную пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Р.М. Хайбрахмановой и ее представителя Н.Л. Маликовой, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.М. Хайбрахманова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан о включении периодов работы в страховой стаж и признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 27 июня 2018 года ей отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа 30 лет. В специальный стаж медицинской деятельности по охране здоровья не засчитаны периоды ее работы с 12 мая 1998 года по 31 октября 1999 года в качестве медсестры в здравпункте ЦБПО ОАО СЗМН; с 1 ноября 1999 года по 17 сентября 2001 года, с 18 сентября 2001 года по 3 ноября 2002 года, с 4 ноября 2002 года по 30 декабря 2002 года - медсестры и заведующей здравпунктом в ОАО СЗМН, с 1 сентября 2009 года по 8 апреля 2018 года - заведующей здравпунктом в Бугульминском профессионально-педагогическом колледже.
Полагая данное решение незаконным, просила суд включить указанные выше периоды в специальный стаж, признать право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, обязав ответчика назначить досрочную пенсию с даты обращения.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе Р.М. Хайбрахманова выражает несогласие с принятым по делу судебным решением. Указывает, что Списком учреждений, утверждённым Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N781, предусмотрены, в том числе, другие медицинские учреждения. Медицинские (здравпункты) пункты, в которых работала истец, соответствовали всем требованиям, предъявляемым Положением о лицензировании медицинской деятельности N499, то есть это были отдельные структурные подразделения. Считает, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из специального стажа.
Представитель третьего лица ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем, на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Из материалов дела следует, что решением УПФР 27 июня 2018 года N415075 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в области здравоохранения 30 лет. В бесспорном порядке в специальный стаж ответчиком зачтено 16 лет 9 месяцев 11 дней.
Согласно решению УПФР в специальный стаж не включены периоды ее работы с 12 мая 1998 года по 31 октября 1999 года в качестве медсестры в здравпункте ЦБПО ОАО СЗМН; с 1 ноября 1999 года по 17 сентября 2001 года, с 18 сентября 2001 года по 3 ноября 2002 года, с 4 ноября 2002 года по 30 декабря 2002 года - медсестры и заведующей здравпунктом в ОАО СЗМН, с 1 сентября 2009 года по 8 апреля 2018 года - заведующей здравпунктом в Бугульминском профессионально-педагогическом колледже.Отказывая во включении в специальный стаж истицы периодов работы с 12 мая 1998 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 17 сентября 2001 года, с 18 сентября 2001 года по 3 ноября 2002 года, с 4 ноября 2002 года по 30 декабря 2002 года в качестве медсестры и заведующей здравпунктом ОАО "СЗМН", суд исходил из того, что в соответствующем разделе Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, открытое акционерное общество (ОАО) не поименовано.
Судебная коллегия полагает решение суда в данной части правильным. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной пенсии по старости.
Основополагающими критериями, определяющими право медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение, является их работа, во-первых, в учреждениях - некоммерческих организациях, созданных для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, во-вторых, в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений.
Указанным Списком учреждений предусмотрены больницы всех наименований, поликлиники, медико-санитарные части, госпитали, центры, осуществляющие лечебную деятельность, и другие медицинские учреждения.
Периоды работы в государственных и муниципальных организациях, не предусмотренных списком, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при осуществлении работы в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях предусмотренных пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
При этом, право на досрочное назначение пенсии имеют как средний медицинский персонал заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер; медицинская сестра, старшая медицинская сестра.
В спорные периоды истица работала и медсестрой и заведующей здравпунктом в ОАО "СЗМН". В связи с этим, правовых оснований для включения указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы истицы в апелляционной жалобе со ссылкой на тождественность выполняемой ею функции должности медсестры и заведующей врачебным и фельдшерским здравпунктом, отклоняются как несостоятельные, поскольку действующим правовым регулированием предусмотрено установление тождественности лишь в случае изменения организационно-правовой формы учреждения. Р.М.Хайбрахманова в спорные периоды работала в ОАО "СЗМН", которое не является учреждением здравоохранения.
Также не имелось оснований и для зачисления в льготный стаж период работы с 1 сентября 2009 года по 8 апреля 2018 года в качестве заведующей здравпункта в Бугульминском профессионально-педагогическом колледже, поскольку действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 не предусматривалось право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим заведующим здравпунктом в образовательном учреждении и заведующие здравпунктами таких учреждений как образовательное учреждение в Списках, утвержденных указанным нормативным правовым актам, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения такие учреждения также не включены.
Отсутствие кода льготы при учете спорных периодов работы истца в данных персонифицированного учета подтверждает правильность выводов суда (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), при том, что достоверность этих сведений иными доказательствами не опровергнута.
С учетом имеющихся в деле доказательств суд правомерно принял решение об отказе в иске, доводы жалобы о неверном применении закона приведены без учета правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и того обстоятельства, что не доказан статус здравпункта как структурного подразделения организации, поименованной в п. 6 Правил, по изложенным мотивам отклоняются как несостоятельные.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 5 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.М. Хайбрахмановой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.