Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Калимуллина Р.Я, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Хабибуллиной Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКалимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Колпаковой Т.С. - Коруняк Т.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Колпаковой Т.С. к обществу с ограниченной ответственностью "КАМАЗжилбыт" о признании права пользования и проживания в жилом помещении отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца Колпаковой Т.С. - Коруняк Т.А. и Шамшурина А.С, поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колпакова Т.С. обратилась в суд с иском к ООО "КАМАЗжилбыт" о признании права пользования и проживания в жилом помещении, ссылаясь на то, что на основании ордера Министерства автомобильной промышленности Камское объединение по производству большегрузных автомобилей от 10 июня 1997 года ей предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: "адрес"
30 октября 2006 года ЗАО "КАМАЗжилбыт" снял статус общежития с этого дома.
28 мая 2008 года между истцом и ЗАО "КАМАЗжилбыт" заключен договор найма жилого помещения на период трудоустройства у наймодателя.
12 февраля 2018 года в адрес истца направлено предупреждение о необходимости освободить занимаемое помещение и сняться с регистрационного учета, однако истец с семьей проживает в комнате, поскольку оно является для них единственным жильем. Колпакова Т.С. указывает, что продолжает исправно оплачивать коммунальные услуги, содержит помещение в надлежащем состоянии, по мере необходимости производит текущий ремонт.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца Колпаковой Т.С. - Коруняк Т.А. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение городским судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств и противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что договор найма продолжает свое действие, истец оплачивает коммунальные услуги, содержит жилое помещение в надлежащем состоянии.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся жилые помещения в общежитиях.
Согласно положениям статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Частью 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Разъяснения по применению данной нормы закона даны в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", где, в частности, разъяснено следующее: если отсутствие в жилом помещении нанимателя и (или) членов его семьи не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Согласно части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии с частью 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Частью первой статьи 674 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
В силу статьи 677 Гражданского кодекса Российской Федерации нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин.
В соответствии со статьей 683 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 677, статьями 680, 684 - 686, абзацем четвертым пункта 2 статьи 687 настоящего Кодекса, если договором не предусмотрено иное.
Из материалов дела следует, что основании ордера от 10 июня 1997 года Колпаковой Т.С. предоставлена жилая площадь в общежитии 1/15, расположенном по адресу: "адрес"
28 мая 2008 года ЗАО "Камазжилбыт" и Колпакова Т.С. заключили договор найма этого жилого помещения сроком с 28 мая 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Согласно пункту 1.2 договора помимо нанимателя в жилом помещении будут проживать сын - Муслимов М.Р. и муж Колпаков М.В.
В силу пункта 2.2.8 договора по истечении срока его действия, а также при досрочном расторжении наниматель обязан вернуть помещение, произведя в нем текущий ремонт, и передать безвозмездно все произведенные перестройки и переделки, а также улучшения, неотделимые без вреда от конструкций помещений, наймодателю.
В соответствии с пунктом 4.1 договора найма наниматель вправе в любое время расторгнуть договор с письменным предупреждением наймодателя за один месяц.
Согласно справке с места жительства и выписке из домовой книги Колпакова Т.С. вместе с сыном Муслимовым М.Р. и мужем Колпаковым М.В. с 3 июня 2008 года по настоящее время зарегистрированы и проживают в вышеуказанной квартире.
Из копии трудового договора следует, что 9 декабря 2009 года Колпакова Т.С. уволена по сокращению штата ЗАО "Камазжилбыт".
ОАО "КамАЗ" создано в порядке преобразования ПО "КамАЗ" в результате перехода формы собственности от государственной в частную собственность в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1990 года N 616 "О преобразовании производственного объединения "КамАЗ" в акционерное общество "КамАЗ", о чем был издан также приказ Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР N 376 от 12 июля 1990 года и приказ ПО "КамАЗ". При этом в собственность АО "КАМАЗ" государством передано имущество ПО "КамАЗ", включая непромышленную группу (объекты жилищного и социально-бытового назначения).
Решением Правления АО "КамАЗ" от 23 мая 1996 года имущество с остаточной стоимостью 507 801 млн. руб, включая спорный жилой дом, передано по акту приема-передачи в уставный капитал ЗАО "КАМАЗжилбыт", на которое последний зарегистрировал право собственности в БТИ в соответствии действующим до 1 января 2000 года законодательством.
Преобразование государственного предприятия ПО "КамАЗ" в форме акционирования в ОАО "КамАЗ" с передачей имущества, в том числе и здания общежития, в уставный капитал последнего, произошло в соответствии с действующими в 1990 году законами, то есть до принятия федерального законодательства о порядке и условиях приватизации жилищного фонда гражданами.
Согласно свидетельству в государственный реестр акционерных обществ внесено юридическое лицо ЗАО "КАМАЗжилбыт".
Решением от 28 августа 2014 года ЗАО "КАМАЗжилбыт" реорганизовано в форме преобразования в ООО "КАМАЗжилбыт".
Право собственности ООО "КАМАЗжилбыт" в качестве правопреемника ЗАО "КАМАЗжилбыт" на весь дом и в том числе на спорную квартиру в соответствии с пунктом 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло 23 августа 1996 года (дата регистрации в качестве юридического лица), зарегистрировано в соответствии с ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в 1999 году, о чем имеется отметка в БТИ г. Набережные Челны в реестре за N 140 а, в акте приема-передачи имущества от АО "КамАЗ" в уставный капитал ЗАО "КАМАЗжилбыт", утвержденного решением Правления АО "КамАЗ".
Спорное жилое помещение в "адрес", перешедшем в собственность АО "КАМАЗ", а впоследствии переданное последним в уставный капитал ЗАО "КАМАЗжилбыт" (ныне ООО "КАМАЗжилбыт) с соблюдением требований закона, относится к частному жилищному фонду, соответственно, в настоящее время находятся в собственности ООО "КАМАЗжилбыт".
12 февраля 2018 года Колпаковой Т.С. направлено уведомление с предложением приобрести в собственность занимаемую комнату по цене 27 000 рублей за 1 кв. м, либо переселиться в аналогичное жилое помещение "адрес" с сохранением прежних условий проживания и регистрации по месту жительства.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеизложенных норм материального права городской суд пришел к правильному выводу об отказе в иске, поскольку спорная квартира в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к частному жилищному фонду коммерческого использования, на момент вселения истицы спорная квартира принадлежала ЗАО "КАМАЗжилбыт" на праве собственности, не относилась к государственному жилищному фонду, а потому и положения о договоре социального найма на отношения по их использованию не распространяются.
Следует отметить и то, что срок договора найма истек, новый договор найма сторонами не заключался.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца Колпаковой Т.С. - Коруняк Т.А. не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Колпаковой Т.С. - Коруняк Т.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.