Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Шарипова Ф.Ф. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 23 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Шарипова Ф. Ф. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан" о назначении досрочной пенсии по старости отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Хуснутдиновой З.М, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипов Ф.Ф. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан о назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что "дата" подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан от "дата"... истцу отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа календарной работы в районах Крайнего Севера 15 лет. По данным ответчика на "дата" стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составил 13 лет 6 месяцев 13 дней. Ответчик рекомендовал истцу доработать недостающий стаж в районах Крайнего Севера до 15 лет. С данным отказом истец не согласен, считает, что если он трудился до "дата" на работах с тяжелыми условиями труда в районе Крайнего Севера, при подсчете трудового стажа периоды такой работы исчисляются в льготном порядке в полуторном размере. По изложенным основаниям истец просил суд признать решение от "дата"... незаконным, обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с "дата" с начислением ему пенсии в период с "дата" по "дата".
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указав, что истец "дата" обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, представил все необходимые документы, в назначении пенсии было отказано за недостаточностью стажа дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Шарипов Ф.Ф, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции, в силу которой считает, что его требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены.
В суд апелляционной инстанции истец и его представитель не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика с жалобой не согласился.
Выслушав объяснения представителя ответчика Хуснутдиновой З.М, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Шарипов Ф.Ф. с "дата" работал в районах Крайнего Севера, с "дата" на работах с тяжелыми условиями труда, что подтверждается записями в его трудовой книжке.
"дата" Шарипов Ф.Ф. обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан от "дата"... истцу было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа календарной работы в районах Крайнего Севера 15 (13 лет 6 месяцев 13 дней вместо требуемых 15 лет).
Ответчиком период работы истца с "дата" по "дата" в районе Крайнего Севера в качестве машиниста паровой передвижной установки вахтовым методом в специальный стаж включен в календарном порядке.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно положениям пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определяет какие правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N400-ФЗ, в том числе в случае выбора застрахованным лицом исчисления по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы.
Так, в спорные периоды действовали Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечениеN, до 1 января 1992 года Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В соответствии с разделом ХIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" в подразделе 2 позицией - "а" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты, старшие машинисты и мотористы (дизелисты) стационарных и передвижных установок и их помощники.
В соответствии с разделом ХII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 2, позицией - 2130200а-13969 Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты паровых передвижных депарафинизационных установок.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
На основании статьи 94 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке, в том числе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Исходя из содержания статей 10, 11, 12, 29, такой порядок льготного исчисления стажа касается подсчета общего трудового стажа (страхового стажа), стажа работы, дающего право на назначение пенсии по льготным основаниям, в связи с тяжелыми условиями труда.
Кроме того, указанный Закон утратил силу с 01 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям от 17 октября 2003 года N 4 "О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года N 70, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 27 ноября 2003 года за N 5284, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Как установлено истцом до "дата" необходимый специальный стаж в 15 лет выработан не был.
Следовательно, поскольку на момент утраты силы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (01 января 2002 года), истец не выработал необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости страховой стаж в полном объеме, оснований для исчисления льготного страхового стажа в полуторном размере не имеется.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действовавший на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, не предусматривает льготный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера. Указанный стаж исчисляется в календарном порядке как для решения вопроса о наличии права на назначение страховой пенсии по старости, так и для оценки пенсионных прав (для исчисления размера назначаемой пенсии).
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований, предусмотренных действующим законодательством, не имеется.
Доводы жалобы в данной части основаны на неверном толковании закона, опровергаются приведенными выше обстоятельствами и основаниями применения статьи 94 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
В целом содержащиеся в апелляционной жалобе истца доводы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 23 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарипова Ф.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.