Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Фахрутдинова Р.Г. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 12 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Фахрутдинова Рифгата Газизовича к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан от 14 мая 2018 года N 14/325, признании стажа государственной гражданской службы равным 22 годам 3 месяцам 26 дням, признании права на пенсию по выслуге лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан, компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Назмутдинова Р.Ф, в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Хафизова А.Р, полагавшего принятое под делу решение законным и обоснованным, представителя третьего лица - Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан - Шагвалиевой Г.И, полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фахрутдинов Р.Г. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего, признании стажа государственной гражданской службы, признании права на пенсию по выслуге лет государственного гражданского служащего.
В обоснование исковых требований указал, что 14 ноября 2017 года обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан.
Решением ответчика от 14 мая 2018 года в назначении пенсии по выслуге лет государственного гражданского служащего отказано по мотивам отсутствия необходимого стажа в 15 лет 6 месяцев. В стаж не включены периоды работы:
c 1 сентября 1998 года по 30 октября 1999 года - в должности начальника инспекции "Гостехнадзор" - главного государственного инженера-инспектора Управления сельского хозяйства и продовольствия Балтасинского района Республики Татарстан;
с 1 ноября 1999 года по 17 декабря 2000 года - в должности главного специалиста (начальника инспекции) - главного государственного инженера-инспектора Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
с 1 января 2006 года по 30 декабря 2011 года - в должности начальника инспекции Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Балтасинском районе Республики Татарстан.
С данным решением истец не согласен, полагает, его необоснованным, в связи с чем, просил признать отказ в назначении ему пенсии за выслугу лет незаконным, признать, что его стаж государственной службы составляет 22 года 03 месяца 26 дней, и признать за собой право на получение пенсии по выслуге лет гражданского служащего, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены: Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан и Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо - Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан извещено о времени и месте судебного заседания своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном письменном отзыве, указано на то, что должности, занимаемые истцом в спорные периоды, не относились к должностям государственной гражданской службы.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения. При этом полагает, что судом неправильно применены нормы материального права и оценены имеющие значение для дела обстоятельства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представить третьего лица - Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан полагал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Вопросы установления пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулированы Законом Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".
В соответствии со статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" правом на пенсию за выслугу лет пользуются государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:
1) наличия стажа государственной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Закону (на момент рассмотрения заявления Фахрутдинова Р.Г. 15 лет 6 месяцев)
2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;
3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона.
Пенсия за выслугу лет устанавливается по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности. Пенсия за выслугу лет назначается пожизненно и выплачивается ежемесячно.
В соответствии со статьей 40 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 23 октября 2006 года N УП-431"О порядке ведения реестров государственных гражданских служащих в государственных органах Республики Татарстан" с 1 января 1997 года Департаментом государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан ведется Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан, который является сводным перечнем сведений о государственных гражданских служащих Республики Татарстан, представленных руководителем государственного органа.
В Реестр государственных служащих Республики Татарстан и реестры государственных служащих в государственных органах включают в себя сведения о:
персональных данных государственного служащего;
наименовании государственного органа, в котором государственный служащий проходит государственную службу;
наименовании структурного подразделения данного государственного органа;
наименовании замещаемой государственным служащим должности государственной службы в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан;
включении государственного служащего в кадровый резерв на государственной службе (дата включения в кадровый резерв, наименование должности, основание для включения в кадровый резерв, основание для исключения из кадрового резерва).
Сведения о гражданах, поступающих на государственную службу, вносятся в реестры государственных служащих в государственных органах в течение двух рабочих дней со дня их назначения на должности государственной службы на основании актов руководителей государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан) о назначении.
Реестр государственных служащих Республики Татарстан хранится в Информационной системе и на бумажном носителе в Департаменте. Реестр государственных служащих Республики Татарстан на бумажном носителе формируется по состоянию на 1 января текущего года.
Как установлено судом и видно из материалов дела истец подал в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан заявление о назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан.
Решением ответчика от 14 мая 2018 года за N 14/325 истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего за отсутствием необходимого стажа государственной гражданской службы продолжительностью не менее 15 лет 6 месяцев.
Принятый к зачету на дату увольнения истца с должности государственной службы Республики Татарстан (на 14 ноября 2017 года) стаж государственной гражданской службы составил 14 лет 10 дней.
В стаж государственной службы не включены периоды работы:
С 1 сентября 1998 года по 30 октября 1999 года в должности начальника инспекции "Гостехнадзор" - главного государственного инженера-инспектора Управления сельского хозяйства и продовольствия Балтасинского района Республики Татарстан;
с 1 ноября 1999 года по 17 декабря 2000 года в должности главного специалиста (начальника инспекции) - главного государственного инженера-инспектора Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
с 1 января 2006 года по 31 декабря 2011 года в должности начальника инспекции Управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Балтасинском районе Республики Татарстан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Указом Президента Республики Татарстан от 26 мая 1995 года N УП-367 "О реестре государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан" должности, которые занимал истец с 1 сентября 1998 года по 17 декабря 2000 года, была отнесена к категории "ведущий специалист".
Согласно статье 6 действовавшего до 16 января 2003 года Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 года N 2101-XII "О государственной службе" лицам, претендующим на должность главный специалист, необходимо иметь стаж работы на должности специалиста не менее 2 лет и высшее профильное образование.
Из трудовой книжки истца видно, что до занятия 1 сентября 1998 года должности начальника инспекции "Гостехнадзор" - главного государственного инженера-инспектора Управления сельского хозяйства и продовольствия Балтасинского района Республики Татарстан истец стажа работы в должности специалиста не имел, квалификационным требованиям не соответствовал.
Как действовавший с 1 июня 1994 года по 1 февраля 2003 года Закон Республики Татарстан от 8 февраля 1994 года N 2101-XII "О государственной службе", так и действующий Закон Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" содержат положения о необходимости соответствия лиц, претендующих на государственную должность, определенным квалификационным требованиям.
Довод апелляционной жалобы о том, что на 01 сентября 1998 года у истца имелось высшее профильное образование правового значения не имеет, поскольку в силу вышеуказанных норм закона, для включения в реестр государственных служащих необходима совокупность двух условий, наличие стажа работы и высшего профильного образования.
Период работы истца с 18 декабря 2000 года по 31 декабря 2005 года, после выработки стажа в должности специалиста, зачтен в стаж государственной службы.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" общее количество должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан с распределением по государственным органам утверждается Президентом Республики Татарстан.
Указом Президента Республики Татарстан от 4 апреля 2006 года N УП-126 утверждено общее количество должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан с распределением по государственным органам Республики Татарстан.
Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан данным указом к государственным органам не отнесено. Как правильно указал суд первой инстанции, сам факт того, что Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан осуществляло привлечение к административной ответственности лиц, допустивших административные правонарушения, не свидетельствует об автоматическом отнесении работы в Управлении в стаж государственной гражданской службы.
Законность Указа Президента Республики Татарстан от 04 апреля 2006 года N УП-126 истцом не оспаривалась.
Таким образом, доводы жалобы по существу направлены на иную оценку фактических обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции по существу заявленных требований, о чем подробно изложено в решении суда. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 12 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фахрутдинова Р.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.