Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Идрисова Алмаса Ахтямовича об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан удовлетворить.
Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за период с 2012 по 2015 год неправомерными.
Возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение закона путем перерасчета земельного налога за период с 2012 по 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером..,
УСТАНОВИЛА:
Идрисов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС России N16 по Республике Татарстан) по начислению земельного налога за период с 2012 года по 2015 год.
В обоснование требований указал, что постановлением администрации Альметьевского района и города Альметьевска N289 от 28 февраля 2001 года ему был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование под индивидуальное жилищное строительство земельный участок площадью 693,5 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес", который был поставлен административным истцом на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера...
28 декабря 2002 года администрацией Альметьевского района и города Альметьевска вынесено постановление N3652 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность Идрисова А.А, при этом площадь земельного участка была увеличена до 1106 квадратных метров. В связи с указанными изменениями при постановке земельного участка на учет ему был присвоен новый кадастровый номер...
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером... преобразован и вошел в состав земельного участка с кадастровым номером...
Право Идрисова А.А. на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером... было прекращено постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, однако в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером... так и не был снят с кадастрового учета, налоговый орган начисляет Идрисову А.А. земельный налог за два самостоятельных земельных участка.
Решением Альметьевского городского суда от 14 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2017 года, земельный участок с кадастровым номером... снят с кадастрового учета.
17 и 18 июля 2018 года Идрисов А.А. обращался в МРИ ФНС России N16 по Республике Татарстан с заявлениями о перерасчете земельного налога, начисленного за несуществующий земельный участок, на которые 28 июля 2017 года получен ответ об отсутствии оснований для перерасчета земельного налога.
11 октября 2017 года административный истец направил в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан) жалобу на действия МРИ ФНС России N16 по Республике Татарстан по начислению земельного налога на земельный участок с кадастровым номером... за период с 2012 года по 2015 год, ответ на которую им не был получен.
Идрисов А.А. полагал, что двойным налогообложением на один и тот же земельный участок нарушены его права как налогоплательщика, в связи с чем просил суд признать действия МРИ ФНС России N16 по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за период с 2012 года по 2015 год незаконными и возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем осуществления перерасчета налога за указанный период.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе МРИ ФНС России N16 по Республике Татарстан просит об отмене решения суда, ссылаясь на правомерность начисления земельного налога на принадлежащий Идрисову А.А. участок с кадастровым номером... на основании представленных налоговому органу сведений Управлением Росреестра по Республике Татарстан.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право лицу обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Альметьевского района и города Альметьевска N289 от 28 февраля 2001 года Идрисову А.А. был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование под индивидуальное жилищное строительство земельный участок площадью 693,5 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес", который был поставлен административным истцом на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера...
Постановлением администрации Альметьевского района и города Альметьевска N3652 от 28 декабря 2002 года вышеуказанный земельный участок площадью 693,5 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес", предоставлен в собственность Идрисова А.А, при этом площадь земельного участка увеличена до 1106 квадратных метров. В связи с изменением вида права на земельный участок и увеличением его площади, административный истец поставил его на учет, и ему присвоен кадастровый номер...
Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 31 декабря 2015 года право административного истца на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером... было прекращено.
Решением Альметьевского городского суда от 14 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2017 года, установлено, что земельный участок с кадастровым номером... фактически был преобразован и входит в состав земельного участка с кадастровым номером.., но поскольку своевременно не снят с кадастрового учета, Идрисов А.А. вынужден оплачивать налоги по несуществующему участку.
Между тем на обращения Идрисов А.А. в МРИ ФНС России N16 по Республике Татарстан о перерасчете земельного налога, начисленного за несуществующий земельный участок, 28 июля 2017 года ему дан ответ об отсутствии оснований для перерасчета земельного налога.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан в перерасчете земельного налога на несуществующий земельный участок повлек нарушение прав административного истца. На этом основании судебная коллегия соглашается с возложением на налоговый орган обязанности устранить допущенное нарушение закона и прав Идрисова А.А. путем перерасчета земельного налога за период с 2012 по 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером...
Доводы апелляционной жалобы МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан об отсутствии правовых оснований для перерасчета земельного налога несостоятельны, поскольку из представленных по запросу суда апелляционной инстанции ответов Управления Росреестра по Республике Татарстан и МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан установлено, что Идрисову А.А. с 2012 года начислялся земельный налог именно на несуществующий земельный участок с кадастровым номером... как собственнику, при том, что зарегистрированный в 2006 году земельный участок с кадастровым номером.., в состав которого и вошел в полном объеме земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:737, был продан Идрисовым А.А. по договору купли продажи от 15 декабря 2011 года, и запись о прекращении его права внесена Управлением Росреестра по Республике Татарстан 13 января 2012 года (N16-16-08/088/2011-370).
При этом судом первой инстанции на МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога, поскольку по данному делу требований о возврате излишне уплаченных сумм, предполагающих применение положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не заявлено.
Что касается требования Идрисова А.А. в том виде, как оно сформулировано в административном исковом заявлении - о признании незаконными действий МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан по начислению земельного налога за период с 2012 года по 2015 год, то судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции о наличии оснований для его удовлетворения.
Так, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах).
Из материалов дела следует, что Управлением Росреестра по Республике Татарстан налоговому органу предоставлялись сведения о земельном участке с кадастровым номером... вплоть до 2016 года ввиду того, что при его преобразовании в земельный участок с кадастровым номером... запись о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Идрисова А.А. на преставший существовать земельный участок с кадастровым номером... внесена не была.
Несмотря на то, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости восстановления прав Идрисова А.А, нарушенных незаконным отказом налогового органа в перерасчете земельного налога, его требование о признании незаконными действий по начислению земельного налога в отсутствие на тот момент у МРИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан вышеприведенных сведений, не может быть удовлетворено.
В силу действующего в административном судопроизводстве правила именно на административного истца возлагается обязанность по формулированию своего требования в административном исковом заявлении, а суд, в свою очередь, обязан принять решение по заявленным им требованиям и вправе выйти за их пределы только в определенных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации случаях и при наличии на то законных оснований (часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом на суд не возлагается функция корректировки первоначально заявленных административным истцом требований. Иное предполагало бы исключение свойства беспристрастного правосудия, неправомерное воздействие на волеизъявление административного истца и нивелировало бы процессуальные принципы состязательности и равноправия сторон (статьи 8 и 14 Кодекса).
При таких обстоятельствах решение суда в части признания неправомерными действий МРИ ФНС N 16 России по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за период с 2012 по 2015 год подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года по данному делу отменить в части удовлетворения административного искового заявления о признании неправомерными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за период с 2012 по 2015 год и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.