Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Ибрагимове М.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Алексея Геннадьевича Власова об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под объектами промышленности), площадью 9546 квадратных метров, с кадастровым номером 16:51:011501:1443, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский муниципальный район, город Лениногорск, улица Чайковского, дом 35А, в размере 3339000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 мая 2018 года".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власов А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что он является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под объектами промышленности), площадью 9546 квадратных метров, с кадастровым номером 16:51:011501:1443, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский муниципальный район, город Лениногорск, улица Чайковского, дом 35А, поставленного на государственный кадастровый учет 9 сентября 2014 года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 15349681 рубль 62 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 3339000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Вацкова А.В. административный иск поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, представителей в суд не направили.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности отчета N 017-18 от 10 апреля 2018 года.
По мнению апеллянта, суд мог назначить экспертизу без оплаты со стороны административного ответчика, поскольку это требовалось для правильного разрешения дела.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как видно из материалов дела, Власову А.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под объектами промышленности), площадью 9546 квадратных метров, с кадастровым номером 16:51:011501:1443, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский муниципальный район, город Лениногорск, улица Чайковского, дом 35А, поставленный на государственный кадастровый учет 9 сентября 2014 года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 15349681 рубль 62 копейки.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков и о дате, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратился в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В подтверждение своих доводов Власов А.Г. представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 017-18 от 10 апреля 2018 года, подготовленный экспертом общества с ограниченной ответственностью "АртРеал" Варламовой Д.А. по инициативе Власова А.Г, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011501:1443 по состоянию на 1 января 2015 года составила 3339000 рублей.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в обоснование своих возражений представило замечания на отчет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленный отчет соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
При этом суд рассмотрел возражения, направленные представителями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, вынес их на обсуждение, предложил представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных заявителем, разъяснил право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка. Осуществление указанных процессуальных действий подтверждается протоколами судебных заседаний по делу.
Также из материалов дела усматривается, что суд назначил проведение экспертизы по делу для определения соответствия отчета об оценке. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок им не исполнена.
В этой связи, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в вышеуказанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не было представлено, суд принял решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной вышеуказанным отчетом.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств. Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, в том числе и в связи с назначением экспертизы по делу и с учетом поведения заинтересованного лица, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Вопреки позиции апеллянта, процессуальным законодательством не предусмотрена обязанность направить материалы дела на экспертизу при отсутствии оплаты и в дальнейшем разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.