Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Маликова Р.А, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Фанила Фазыловича Шарипова об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (автомойка) площадью 2505 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:070205:77, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, на пересечении улицы Машиностроительная и проспекта имени Вахитова, в размере 3338000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (административное здание с гостевой автостоянкой) площадью 2793 квадратных метра с кадастровым номером 16:52:070205:2057, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, на пересечении проспекта имени Вахитова и улицы Машиностроительная, в размере 3721000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 мая 2018 года".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Шарипова Ф.Ф. - Мишакина А.С. в ее поддержку, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипов Ф.Ф. является арендатором:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (автомойка) площадью 2505 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:070205:77, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, на пересечении улицы Машиностроительная и проспекта имени Вахитова, поставленного на государственный кадастровый учет 19 декабря 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (административное здание с гостевой автостоянкой) площадью 2793 квадратных метра с кадастровым номером 16:52:070205:2057, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, на пересечении проспекта имени Вахитова и улицы Машиностроительная, поставленного на государственный кадастровый учет 11 декабря 2013 года.
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 10336 256 рублей 25 копеек, 11512 578 рублей 42 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость данных земельных участков в размере соответственно 3338000 рублей, 3721000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Мишакин А.С. административные исковые требования поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности отчетов N N 228-04/18-П и N 229-04/18-П от 27 апреля 2018 года.
В суде апелляционной инстанции представитель Шарипова Ф.Ф. доводам апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как видно из материалов дела, Шарипов Ф.Ф. является арендатором:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (автомойка) площадью 2505 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:070205:77, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, на пересечении улицы Машиностроительная и проспекта имени Вахитова, поставленного на государственный кадастровый учет 19 декабря 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (административное здание с гостевой автостоянкой) площадью 2793 квадратных метра с кадастровым номером 16:52:070205:2057, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, на пересечении проспекта имени Вахитова и улицы Машиностроительная, поставленного на государственный кадастровый учет 11 декабря 2013 года.
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 10336 256 рублей 25 копеек, 11512 578 рублей 42 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость данных земельных участков в размере соответственно 3338000 рублей, 3721000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N 228-04/18-П и N 229-04/18-П от 27 апреля 2018 года, подготовленные экспертом общества с ограниченной ответственностью "КОРВЕТ" Мифтаховым Р.А. по инициативе Шарипова Ф.Ф, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:070205:77 по состоянию на 1 января 2015 года составила 3338000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:070205:2057 по состоянию на 1 января 2015 года составила 3721 000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанными отчетами не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Данные обстоятельства были вынесены на обсуждение, административному ответчику предложено представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июля 2018 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчетов N 228-04/18-П и N 229-04/18-П от 27 апреля 2018 года, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "КОРВЕТ" по инициативе Шарипова Ф.Ф, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-консультационный центр "Оценщик" Удод Т.М. Оплата расходов по ее проведению в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Обязанность по внесению на счет Верховного Суда Республики Татарстан, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для временного хранения денежных средств, денежной суммы, подлежащей выплате эксперту, в размере 26 000 рублей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в установленный судом срок не исполнена, тем самым административный ответчик уклонился от производства экспертизы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N 228-04/18-П и N 229-04/18-П от 27 апреля 2018 года соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
В этой связи, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в вышеуказанных отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами не было представлено, суд принял решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной вышеуказанными отчетами.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств. Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, в том числе и в связи с назначением экспертизы по делу и с учетом поведения заинтересованного лица, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.