Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление акционерного общества Зерновая компания "Хлебопродукт" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд), площадью 51 228 квадратных метров, с кадастровым номером 16:37:010104:42, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район, город Болгар, улица Гордеева, дом 1, в размере 23 923 476 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения), площадью 3 026 квадратных метров, с кадастровым номером 16:37:010104:124, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район, город Болгар, улица Гордеева, дом 1, в размере 1 788 366 рублей по состоянию на 17 июня 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2017 года".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество Зерновая компания "Хлебопродукт" является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд), площадью 51 228 квадратных метров, с кадастровым номером 16:37:010104:42, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район, город Болгар, улица Гордеева, дом 1, поставленного на государственный кадастровый учет 14 октября 2010 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения), площадью 3 026 квадратных метров, с кадастровым номером 16:37:010104:124, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район, город Болгар, улица Гордеева, дом 1, поставленного на государственный кадастровый учет 17 июня 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42 определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 54 299 630 рублей 88 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124 определена по состоянию на 17 июня 2015 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р и составляет 3 234 430 рублей 88 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42 в размере 14 958 576 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124 в размере 1 168 036 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 17 июня 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Щёткин В.В, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностями от 17 ноября 2017 года, 9 июня 2018 года полномочиями, заявленные административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42 в размере 15 368 400 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124 в размере 1 195 270 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 17 июня 2015 года.
Акционерное общество Зерновая компания "Хлебопродукт", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Болгар" Спасского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительного комитета муниципального образования "город Болгар" Спасского муниципального района Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности заключения эксперта N ВС-06072018-1 от 30 июля 2018 года.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как видно из материалов дела, акционерное общество Зерновая компания "Хлебопродукт" является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд), площадью 51 228 квадратных метров, с кадастровым номером 16:37:010104:42, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район, город Болгар, улица Гордеева, дом 1, поставленного на государственный кадастровый учет 14 октября 2010 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения), площадью 3 026 квадратных метров, с кадастровым номером 16:37:010104:124, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район, город Болгар, улица Гордеева, дом 1, поставленного на государственный кадастровый учет 17 июня 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42 определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 54 299 630 рублей 88 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124 определена по состоянию на 17 июня 2015 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р и составляет 3 234 430 рублей 88 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42 в размере 14 958 576 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124 в размере 1 168 036 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 17 июня 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Щёткин В.В, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностями от 17 ноября 2017 года, 9 июня 2018 года полномочиями, заявленные административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42 в размере 15 368 400 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124 в размере 1 195 270 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 17 июня 2015 года.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 2603201806/Д от 26 марта 2018 года, подготовленный экспертом Коротковым К.О, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (оценочная компания "Аппрайзер74"), по инициативе акционерного общества Зерновая компания "Хлебопродукт", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:37:010104:42, 16:37:010104:124 по состоянию соответственно на 1 января 2015 года и 17 июня 2015 года составила 15 368 400 рублей, 1 195 270 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N ВС-06072018-1 от 30 июля 2018 года эксперта автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" Захматова Д.Ю. отчет N 2603201806/Д от 26 марта 2018 года, подготовленный экспертом Коротковым К.О, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (оценочная компания "Аппрайзер74"), по инициативе акционерного общества Зерновая компания "Хлебопродукт", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:37:010104:42, 16:37:010104:124 по состоянию соответственно на 1 января 2015 года и 17 июня 2015 года составила 15 368 400 рублей, 1 195 270 рублей, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельных участков определена в указанном отчете неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:42, которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составила 23 923 476 рублей; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:37:010104:124, которая по состоянию на 17 июня 2015 года, согласно заключению, составила 1 788 366 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заключение N ВС-06072018-1 от 30 июля 2018 года эксперта автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" Захматова Д.Ю. соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
В этой связи, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в вышеуказанном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами не было представлено, суд принял решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной вышеуказанными отчетами.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств. Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, в том числе и в связи с назначением экспертизы по делу и с учетом поведения заинтересованного лица, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.