Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Шайхиева Ильхама Гайфиевича на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Шайхиева Ильхама Гайфиевича о признании незаконными действий заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Камзеевой М.Г, возложении обязанностей на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан Шакирзяновой Н.Г. и представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Салаховой Г.Т, высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шайхиев И.Г. обратился в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан (далее - межрайонная инспекция ФНС России N5 по Республике Татарстан) об оспаривании действий заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление ФНС России по Республике Татарстан) Камзеевой М.Г, решением которой частично отказано в удовлетворении жалобы административного истца на действия должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России N5 по Республике Татарстан в части доначисления земельного налога и оставлена без удовлетворения его же жалоба в части исключения транспортного средства УАЗ-3303. Заявленные требования мотивированы следующим.
В 2014 году была обнаружена техническая ошибка в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним в записи о праве общей долевой собственности на принадлежащий ему земельный участок, о чем составлен акт от 20 октября 2014 года. Земельный участок с кадастровым номером... :209 ему не принадлежал, но на него ему начислялся земельный налог.
Письмом от 11 ноября 2014 года межрайонная инспекция ФНС России N5 по Республике Татарстан уведомила его перерасчете ранее начисленных сумм земельного налога без указания суммы излишне уплаченного налога.
По состоянию на 1 марта 2018 года за административным истцом числятся задолженность по уплате земельного налога в размере 449,15 руб. и недоимка в размере 439 руб.
Шайхиев И.Г. обратился с заявлением в межрайонную инспекцию ФНС России N5 по Республике Татарстан с заявлением о зачете излишне уплаченного налога, которое решением от 6 марта 2018 года оставлено без удовлетворения.
Кроме того, налоговым органом Шайхиеву И.Г. был необоснованно вновь начислен земельный налог за 2016 год на не принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером... :209 и транспортный налог за 2016 год на не принадлежащий ему с 2005 года автомобиль марки УАЗ.
В связи с этим Шайхиев И.Г. подал жалобу в Управление ФНС России по Республике Татарстан, однако по результатам ее рассмотрения было принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения, а в части исключения транспортного средства - без рассмотрения.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 24 июля 2018 года жалоба Шайхиева И.Г. на действия должностных лиц межрайонной ИФНС России N5 по Республике Татарстан в части доначисления земельного налога оставлена без удовлетворения, в части исключения транспортного средства УАЗ-3303 - без рассмотрения.
Административный истец просил признать незаконными действия заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Камзеевой М.Г. об оставлении его жалобы без удовлетворения и частично - без рассмотрения, обязать межрайонную инспекцию ФНС России N5 по Республике Татарстан исключить из его лицевого счета суммы недоимки и задолженности по земельному налогу, произведя зачет излишне уплаченного налога и исключить из его лицевого счета налогоплательщика сведения о не принадлежащих Шайхиеву И.Г. земельном участке с кадастровым номером... :209 и автомобиле марки УАЗ.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление ФНС России по Республике Татарстан.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе Шайхиева И.Г. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что решение от 4 июля 2018 года по его жалобе принято Управлением ФНС России по Республике Татарстан с нарушением установленных законом порядка и сроков его принятия, нарушен был также и срок направления ему копии указанного решения.
Межрайонная инспекция ФНС России N5 по Республике Татарстан и Управление ФНС России по Республике Татарстан представили в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Административный истец Шайхиев И.Г. в суд не явился.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пункта 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что письмом от 11 ноября 2014 года межрайонная инспекция ФНС России N5 по Республике Татарстан уведомила Шайхиева И.Г. о внесении по представленным им документам (копии акта обнаружения технической ошибки) корректировки в базу данных по земельному участку с кадастровым номером... :343 с перерасчете ранее начисленных сумм земельного налога.
Административному истцу направлено налоговое уведомление межрайонной инспекции ФНС России N5 по Республике Татарстан от 20 сентября 2017 года N58341567 о необходимости уплаты в срок не позднее 1 декабря 2017 года транспортного налога за 2016 года на автомобиль УАЗ в размере 1807,50 рублей и земельного налога за 2014 год по налоговому уведомлению N841439 на земельный участок с кадастровым номером... :209 в размере 666,0 руб, а также налоговое уведомление от 9 октября 2017 года N79700896 на уплату в срок не позднее 1 декабря 2017 года земельного налога за 2016 год в том же размере - 666 руб.
21 февраля 2018 года Шайхиев И.Г. обратился в межрайонную инспекцию ФНС России N5 по Республике Татарстан с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога в размере 571,51 руб.
6 марта 2018 года межрайонной инспекцией ФНС России N5 по Республике Татарстан принято решение N469 об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченного земельного налога по причине нарушения срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы в связи с истечением трех лет со дня ее уплаты.
28 марта 2018 года административный истец обратился в налоговый орган с заявлениями о зачете излишне уплаченного земельного налога в размере 439,00 руб.
4 апреля 2018 года административный истец обратился в межрайонную инспекцию ФНС России N5 по Республике Татарстан с заявлением о списании задолженности по уплате земельного налога, на которое ему направлен ответ письмом от 21 мая 2018 года.
Решением межрайонной инспекции ФНС России N5 по Республике Татарстан от 6 апреля 2018 года в осуществлении зачета излишне уплаченного земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером... :209 отказано.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по Республике Татарстан Камзеевой М.Г. от 24 июля 2018 года N2.8 - 19/03707з@ жалоба Шайхиева И.Г. на действия должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России N5 по Республике Татарстан, выразившиеся в неправомерном начислении земельного налога за 2014, 2016 годы и транспортного налога за 2016 год в части жалобы на действия должностных лиц оставлена без удовлетворения, в части исключения транспортного средства УАЗ-3303 - без рассмотрения.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых действий административных ответчиков и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных или излишне уплаченных налогов, пени, штрафов.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пени и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанного налога.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 18 мая 2018 года в карточке расчетов с бюджетом за Шайхиевым И.Г. числится задолженность по земельному налогу по объекту недвижимости в виде земельного участка с кадастровым номером... :209, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский район, Старокырлайское поселение, с.Купербаш в сумме 439 руб. - налог и 18,51 руб. - пени.
При этом земельному налогу по объекту недвижимости в виде земельного участка с кадастровым номером... :343, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский район, КП Игенче, с.Нижние Метески числится переплата в сумме 575,51 руб. - налог и 11,21 руб. - пеня.
Задолженность по земельному участку с кадастровым номером... :209 образовалась в связи с произведенным 2 июня 2017 года перерасчетом по налогу за 2014 год сроком уплаты до 1 декабря 2017 года, так как на основании акта по факту обнаружения технической ошибки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 октября 2014 года в отношении земельного участка с кадастровым номером... :343, регистрация права собственности административного истца на который прекращена в связи с регистрацией права на выделенный земельный участок с кадастровым номером... :209.
Переплата по земельному участку с кадастровым номером... :343 образовалась в связи с проведением 14 августа 2015 года перерасчетом по земельному налогу за 2012 года в размере 678,51 руб. и за 2013 год - в размере 547,00 руб.
Последняя оплата по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером... :343 произведена налогоплательщиком 27 октября 2014 года.
Кроме того в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером... :343 налогоплательщику доначислены земельный налог за 2014 год в размере 211,00 руб. и земельный налог за 2015 года в размере 211,00 руб.
Оплата по указанным начислениям не требовалась, поскольку имелась переплата, в связи с чем часть переплаты по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером... :343 в сумме 663 руб. была учтена в счет начислений по данному налогу за 2014, 2015, 2016 годы сроками уплаты 1 октября 2015 года, 1 декабря 2016 года, 1 декабря 2017 года соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, установленный законом срок на подачу заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога истек 27 октября 2017 года.
Между тем, заявления о зачете земельного налога были поданы Шайхиевым И.Г. в налоговый орган 21 февраля 2018 года и 28 марта 2018 года, то есть по истечении указанного срока.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий межрайонной инспекции ФНС России N5 по Республике Татарстан, правомерно отказавшей административному истцу в зачете переплаты по земельному налогу по мотиву пропуска установленного законом срока для подачи заявления о зачете налога и, соответственно, к правильному выводу об обоснованности оспариваемого решения заместителя начальника Управления ФНС России по Республике Татарстан от 24 июля 2018 года, а потому решение суда в указанной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Суд также правильно указал на отсутствие оснований для возложения на административного ответчика обязанности исключить из его лицевого счета налогоплательщика сведения о не принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером... :209.
На основании пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
/P>
Так, письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 5 июля 2018 года N19-22/16871-э дан на запрос Управления ФНС России по Республике Татарстан о наличии зарегистрированного в установленном законом порядке права общей собственности Шайхиева И.Г. на земельный участок площадью 11,04 га с кадастровым номером... :209.
Соответственно довод административного истца об отсутствии оснований для начисления ему земельного налога за указанный земельный не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства
В связи с изложенным решение суда в данной части также является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 139.3 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 настоящего Кодекса.
Установлено, что в отношении транспортного средства УАЗ-3303 с государственным регистрационным номером Ф7956ТТБ в налоговом уведомлении N58341567 от 20 сентября 2017 года межрайонной инспекцией ФНС России N5 по Республике Татарстан ошибочно создан расчет по транспортному налогу, который административным ответчиком был аннулирован 2 ноября 2017 года, до поступления жалобы.
При таких обстоятельствах жалоба Шайхиева И.Г. в части оспаривания им действий должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России N5 по Республике Татарстан, выразившихся в неправомерном начислении транспортного налога за 2016 года в отношении не принадлежащего ему с 2005 года транспортного средства УАЗ-3303, в предусмотренном законом порядке была оставлена вышестоящим налоговым органом без рассмотрения, в связи с чем суд первой инстанции к правильному выводу о правомерности указанных действий административного ответчика и наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления также и в указанной части требований.
С учетом изложенного решение суда в данной части является законным и обоснованным и отмене также не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о нарушении Управлением Федеральной налоговой службой по Республике Татарстан срока рассмотрения жалобы Шайхиева И.Г. основан на неправильном толковании ее заявителем норм права.
Абзац 1 пункта 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней (абзац 2 пункта 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, жалоба на действия должностных лиц налогового органа поступила в Управление ФНС России по Республике Татарстан 13 июня 2018 года и с учетом положений пункта 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала разрешению не позднее 4 июля 2007 года.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по Республике Татарстан от 2 июля 2018 года сроки рассмотрения жалобы Шайхиева И.Г. на действия должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России по Республике Татарстан, продлены на 15 дней, в связи с чем решение по жалобе налогоплательщика должно было быть принят не позднее 25 июля 2018 года.
Оспариваемое решение по жалобе Шайхиева И.Г. принято 24 июля 2018 года, то есть своевременно.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайхиева И.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.