Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Каримова Радика Сайфулловича на решение Советского районного суда города Казани от 3 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Каримова Радика Сайфулловича к государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" о признании незаконными постановку на диспансерное наблюдение, отказа в снятии с диспансерного наблюдения и обязании снять с диспансерного наблюдения,
УСТАНОВИЛА:
Каримов Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее - ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан") по постановке на диспансерное наблюдение и решения врачебной комиссии этого учреждения от 6 июня 2018 года об отказе в снятии с диспансерного наблюдения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение его прав.
В обоснование требований указал, что 16 марта 2018 года он, как профессиональный водитель транспортных средств, проходил медицинский осмотр в государственном автономном учреждении здравоохранения (далее - ГАУЗ) "Городская поликлиника N18", в том числе и у врача-нарколога. Экспресс-анализ мочи выявил у Каримова Р.С. наличие психотропного вещества фенобарбитала, что объяснялось объективными причинами, которые он сообщил врачу. Так, два дня назад - 14 марта 2018 года Каримов Р.С. похоронил свою маму, на кладбище ему стало плохо, присутствующие дали ему лекарственный препарат корвалол. Поскольку из инструкции к лекарственному препарату корвалол, который отпускается без рецепта врача, следует, что фенобарбитал является одним из компонентов этого препарата, и период его выведения из организма составляет от двух до четырех дней, проведение анализа следовало отложить.
Между тем биологический материал был отправлен в ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан" для проведения химико-токсикологического исследования, подтвердившего наличие фенобарбитала, но без указания его концентрации. На этом основании 27 марта 2018 года Каримов Р.С. был поставлен на диспансерное наблюдение с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление фенобарбитала".
Между тем Каримов Р.С. никогда не употреблял психоактивные вещества, и, являясь профессиональным водителем с почти 30-летним стажем, регулярно проходил медицинские осмотры, получая положительные заключения всех врачей, в том числе врача-нарколога.
Однократное употребление им корвалола в медицинских целях в силу исключительного тяжелого обстоятельства - смерти его матери подтверждается представленными им доказательствами.
Кроме того, согласие Каримова Р.С. на организацию в отношении него диспансерного наблюдения ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан" не получало.
Имея намерение оспорить постановку на учет в наркологическом диспансере, Каримов Р.С. обратился в ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан", однако заключением врачебной комиссии от 6 июня 2018 года ему было отказано в снятии с диспансерного наблюдения, которое Каримов Р.С. полагал незаконным.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Каримов Р.С. просит отменить решение суда, настаивая на незаконности оспариваемых действий и решения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 13 марта 2018 года умерла мать Каримова Р.С. - Каримова Р.Х, 14 марта 2018 года состоялись ее похороны, о чем Каримову Р.С. выдано свидетельство владельца захоронения от 14 марта 2018 года.
Из показаний допрошенной в суде первой инстанции свидетеля Каримовой Р.М. - дочери Каримова Р.С. следует, что на похоронах отцу стало плохо, и она дала ему лекарственный препарат корвалол.
Согласно инструкции к лекарственному препарату корвалол, который отпускается без рецепта врача, фенобарбитал является одним из компонентов этого препарата, и период его выведения из организма составляет от двух до четырех дней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Каримов Р.С. является профессиональным водителем транспортных средств, и через день после употребления им корвалола - 16 марта 2018 года был назначен медицинский осмотр водителей транспортных средств в ГАУЗ "Городская поликлиника N18", при проведении которого невролог и психиатр не обнаружили у Каримова Р.С. психических и поведенческих расстройств. Экспресс-анализ мочи закономерно выявил у Каримова Р.С. наличие психотропного вещества, однако его концентрация в пробе не определялась. При этом Каримов Р.С. сообщил врачу о факте и дате употребления лекарственного препарата корвалол, о чем врачом внесена запись в медицинскую карту (л.д. 54).
Несмотря на это биологический материал был отправлен в ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан" для проведения химико-токсикологического исследования, подтвердившего наличие фенобарбитала, но вновь без указания его концентрации. На этом основании 27 марта 2018 года Каримов Р.С. был поставлен на диспансерное наблюдение, ему был выставлен диагноз F13.1 "Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением седативных или снотворных средств. Пагубное употребление.".
Не согласившись с такими действиями, Каримов Р.С. обратился с жалобой в ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан", однако заключением врачебной комиссии от 6 июня 2018 года ему было отказано в снятии с диспансерного наблюдения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемых действий и решения по следующим основаниям.
Согласно частям 4 и 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 Инструкции
о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (далее - Инструкция), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет (пункт 2 Инструкции).
Согласно пункту 3 Инструкции, осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств.
Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности действий субъектов, наделенных публичными полномочиями, возлагается на соответствующих субъектов.
Из имеющихся по делу доказательств, оцененных в их совокупности, следует, что факт употребления Каримовым Р.С. фенобарбитала в немедицинских целях не подтвержден. Наличие данного вещества в биологическом материале, направленном для исследования, не может однозначно подтверждать такое употребление, учитывая подтвержденный относимыми и допустимыми доказательствами факт принятия им в лечебных целях лекарственного препарата, содержащего фенобарбитал.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в установленных федеральным законом случаях (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Что касается вопроса об установлении диспансерного наблюдения независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, то согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2011 года N773-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гойдина Николая Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 26 и частями первой и второй статьи 27 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний может оказываться в виде диспансерного наблюдения (часть первая); при этом диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя только в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 данного Закона (т.е. если лицо страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями).
Таким образом, решение об установлении в отношении лица диспансерного наблюдения может быть принято только при наличии добровольного согласия лица либо без такого согласия при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В рассматриваемом случае Каримов Р.С. дал добровольное согласие на получение медицинских услуг в ГАУЗ "Городская поликлиника N18" (л.д. 12 об.), а добровольного согласия на организацию диспансерного наблюдения в ГАУЗ "РНД МЗ Республики Татарстан" он не давал, при этом доказательств наличия обстоятельств, которые в соответствии с законом позволяют установить в отношении лица диспансерное наблюдение без его согласия, суду не представлено.
Признание незаконными действий по постановке на диспансерное наблюдение аннулирует все правовые последствия, связанные с организацией такого наблюдения, поэтому в силу положений части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не требуется дополнительного возложения на административного ответчика обязанности по снятию с такого учета.
Следовательно, подлежит признанию незаконным и решение решение врачебной комиссии этого учреждения от 6 июня 2018 года об отказе в снятии с диспансерного наблюдения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 3 сентября 2018 года по данному делу отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконными постановку Каримова Радика Сайфулловича на диспансерное наблюдение в государственном автономном учреждении здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" и решение врачебной комиссии от 6 июня 2018 года об отказе в снятии Каримова Радика Сайфулловича с диспансерного наблюдения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.