Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Гатина Ильшата Фаритовича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратуру Мухаметзяновой Жанне Юрьевне об оспаривании бездействия и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлениям N16-0-1-2283003/2018-9 и N16-0-1-228/3003/2018-10 от 22 февраля 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гатин И.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), выразившегося в отсутствии государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами... :142,... :19. Заявленные требования мотивированы следующим.
22 февраля 2018 года через Тукаевский филиал государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в Республике Татарстан он обратился с заявлениями N16-0-1-228/300/2018-09, N16-0-1-22/300/2018-10 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в виде земельных участков с кадастровыми номерами... :142,... :19. Однако кадастровый учет объектов недвижимости не осуществлен, о причинах не сообщено.
Административный истец просил признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Республике Татарстан, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами... :142,... :19 и обязать административного ответчика рассмотреть его заявления в кратчайшие сроки.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена государственный регистратор Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Мухаметзянова Ж.Ю.
Суд заявленные требования удовлетворил частично, решение принято в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для полного отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что в отсутствие ответов на направленные административным ответчиком межведомственные запросы установленный частью 1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") срок подлежит исчислению после поступления 27 августа 2018 года ответа органа исполнительной власти об отсутствии документов, подтверждающих внесение изменений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Гатин И.Ф, государственный регистратор Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Мухаметзянова Ж.Ю. в суд не явились.
Управление Росреестра по Республике Татарстан и исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N218-ФЗ) орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 декабря 2016 года за Гатиным И.Ф. зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером... :19 категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства и на земельный участок с кадастровым номером... :142 категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.
Муртазин Р.М. и Шакиров Ш.Р. также являются участниками в праве общей долевой собственности на земельные участки с 1\3 долей в праве собственности за каждым.
Земельные участки расположены в Тукаевском муниципальном районе Республики Татарстан.
22 февраля 2018 года Гатин И.Ш. обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в отношении указанных земельных участков.
27 февраля 2018 года в порядке статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" административным ответчиком направлены межведомственные запросы в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В тот же день письмом от 27 февраля 2018 года N823 за подписью руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан дан ответ на запрос, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером... :142 относится к зоне Ж1П (зона перспективной жилой застройки) (л.д.63-65).
18 апреля 2018 года, 17 мая 2018 года межведомственные запросы направлены в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан повторно, на которые получены ответы от 19 апреля 2018 года, 22 мая 2018 года аналогичного содержания.
22 августа 2018 года вновь межведомственные запросы направлены в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (л.д.110-115).
Письмами от 27 августа 2018 года N922 и N823 за подписью исполняющего обязанности главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Закирова Р.И. на них дан ответ о том, что функциональное зонирование земельного участка с кадастровым номером 16:39:081201:19 и земельного участка с кадастровым номером... :142 соответственно определяется как земли сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, пастбища), для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (л.д.106-107).
Уведомлениями Управления Росреестра по Республике Татарстан от 29 августа 2018 года N16-0-1-228/3003/2018-10 и N16-0-1-228-3003/2018-9 в числе прочих лиц административный истец поставлен в известность об отказе на основании части 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета указанных земельных участков.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что заявление административного истца от 22 августа 2018 года было разрешено административным ответчиком лишь 29 августа 2018 года, то есть с нарушением установленного для этого законом срока, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования об оспаривании бездействия Управления Росреестра по Республике Татарстан.
Суд апелляционной инстанции считает такой вывод суда правильным.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 2 статьи 33 указанного федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N27 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 212 указанного Административного регламента в случае непоступления ответа на межведомственный запрос в установленный срок уполномоченным должностным лицом Управления, территориального отдела Управления, филиала федерального государственного бюджетного учреждения (его структурного подразделения) принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе направляется информация о неисполнении обязанности по направлению документов (содержащихся в них сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления в органы прокуратуры.
Как следует из материалов дела, предусмотренные пунктом 212 Административного регламента меры в связи с неисполнением, как утверждает административный ответчик, исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обязанности по направлению в порядке межведомственного взаимодействия в орган государственного кадастрового учета сведений о принадлежности земельных участков к землям сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предприняты не были. Данное обстоятельство в свою очередь повлекло нарушение административным ответчиком установленного законом срока для разрешения заявлений административного истца от 22 февраля 2018 года.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения требования об оспаривании бездействия административного ответчика в данном случае имелись, а потому решение суда в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит отмене, поскольку является правильным по существу.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом положений пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" отклоняется судом апелляционной как несостоятельный в силу вышеизложенного, поскольку отсутствие оснований для приостановления внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в данном случае не отменяет нарушение административным ответчиком положений пункта 212 Административного регламента.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309,310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.