Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Халафетдиновой Татьяны Николаевны на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Халафетдиновой Татьяны Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" о признании действий филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" выразившиеся в принятии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконными и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в государственный кадастровый учет категории земель оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Халафетдинова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" по Республике Татарстан (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Заявленные требования мотивированы следующим.
Халафетдинова Т.Н. является собственником земельного участка площадью 5,03 га с кадастровым номером... :33, расположенного у населенного пункта Кырныш Калминское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Решением Совета муниципального образования "Калминское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 7 октября 2012 года N 11/3 утвержден Генеральный план населенного пункта Кырныш.
Халафетдиновой Т.Н. за подписью главного архитектора Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Псарева В.Д. выдана выписка из указанного Генерального плана, из которой следует, что земельный участок площадью 5,03 га с кадастровым номером... :33 находится в территориальной зоне Ж1- зоне застройки индивидуальными жилыми домами и имеет вид разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка.
27 ноября 2017 года она обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении категории земельного участка.
В установленный срок 19 декабря 2017 года изменения внесены не были.
В связи с неполучением ответа Халафетдинова Т.Н. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с жалобой на нарушение сроков регистрации, которая письмом от 29 декабря 2017 года оставлена без удовлетворения.
Письмом Елабужского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан от 17 июля 2018 года она поставлена в известность о том, что 26 февраля 2018 года в осуществлении государственного кадастрового учета изменений отказано.
Халафетдинова Т.Н. просила признать решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан" об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконным и обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в категорию земельного участка.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечен административный ответчик Управление Россреестра по Республике Татарстан.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Халафетдиновой Т.Н. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Халафетдинова Т.Н. в суд не явилась. Управление Росреестра по Республике Татарстан, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан своих представителей в суд не направили.
На основании части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 8 и 11 части 1 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в частности, об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
В случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Из материалов дела видно, что Халафетдинова Т.Н. является собственником земельного участка площадью 50300 кв.м с кадастровым номером 16:39:131202:33 по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, с почтовым адресом ориентира: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство общества с ограниченной ответственностью СХП "Калмия" (СПК "Искра").
Земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.
Решением Совета муниципального образования "Калминское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 7 ноября 2012 года N11/3 утвержден генеральный план муниципального образования "Калминское сельское поселение", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером... :33 включен в границы населенного пункта Кырныш, находится в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
27 ноября 2017 года Халафетдинова Т.Н. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о переводе земельного участка с кадастровым номером... :33 в категорию - "земли населенных пунктов".
Решением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 февраля 2018 года N16-0-1-231/3003/2017-419 в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером... :33 отказано на основании части 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" отказано в связи с отсутствием документов и информации, необходимой для кадастрового учета.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из правомерности действий административного ответчика в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно подпункту 6 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу части 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Как следует из материалов дела, решение о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения органом исполнительной власти субъекта, Республики Татарстан, не принималось.
13 февраля 2018 года в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия направлен запрос на предмет подтверждения принадлежности земельного участка к определенной категории земель, на который 19 февраля 2018 года получен ответ об отсутствии документа об изменении категории земельного участка.
При таких обстоятельствах в связи с отсутствием правовых оснований для осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого решения повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании ее заявителем норм материального права. Кроме того, они сводятся к повторению доводов административного истца, приводившихся им в обоснование заявленных требований, и получили соответствующую оценку суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Халафетдиновой Т.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.