Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Гареева Ильдара Махмутовича на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2018 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Гареева Ильдара Махмутовича и постановлено определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса), площадью 42 000 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 11550 000 рублей по состоянию на 29 января 2018 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 29 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 мая 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Гареева Ильдара Махмутовича к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать,
УСТАНОВИЛА:
Гареев И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса) площадью 42 000 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 23 октября 2012 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 29 января 2018 года в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N2573-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 17752 560рублей.
Полагая эту стоимость явно завышенной, Гареев И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 5 796 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2018 года.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истом отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе Гареев И.М. выражает несогласие с решением суда в части определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, основанной на заключении судебной экспертизы, полагая, что эта стоимость значительно завышена. Настаивает на правильности представленного им отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административным истцом суду представлен отчет N01-003-002/18 от 16 февраля 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный по инициативе Гареева И.М. экспертом Набиуллиной С.В, осуществляющей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, согласно которому по состоянию на 29 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составила 5 796000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года по ходатайству представителя административного ответчика для установления соответствия отчета N01-003-002/18 от 16 февраля 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленного по инициативе Гареева И.М. экспертом Набиуллиной С.В, осуществляющей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" Захматову Д.Ю.
Согласно заключению эксперта NВС-23072018-1 от 17 августа 2018 года представленный административным истцом N01-003-002/18 от 16 февраля 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 29 января 2018 года составляет 5 796 000 рублей, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 29 января 2018 года в размере 11550 000 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта NВС-23072018-1 от 17 августа 2018 года, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, в том числе, и на основании исследования отчета N01-003-002/18 от 16 февраля 2018 года, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что апеллянтами не представлено сведений о наличии у них соответствующих специальных познаний.
Из материалов дела следует, что суд в полном соответствии с частью 1 статьи 84 всесторонне, объективно и непосредственно исследовал в судебном заседании все имеющиеся в административном деле доказательства и дал им надлежащую оценку.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Гареева Ильдара Махмутовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.