Амурский областной суд в составе:
председательствующего: судьи Бушманова А.П,
при секретаре Гибадулиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации деятельности Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Союз десантников",
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление) обратилось в Амурский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации "Союз десантников" (далее - организация) зарегистрировано 28.11.2012 на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление) за ОГРН N, ИНН N, ведомственный номер N
Управлением, при осуществлении административной процедуры - анализ отчетов некоммерческих организаций, предусмотренной п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 456, выявлены нарушения обязательных требований и норм законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Союз десантников" в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии ее в учетном деле организации.
Управлением по данному факту 06.06.2016 в отношении должностного лица организации был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, 30.06.2016 и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 5-854/16 с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Управлением, по факту непредставления отчетности за период 2012-2015 гг. 30.11.2016 на юридический адрес организации было направлено письменное предупреждение N 28/03-29/183 о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с официального сайта "Почта России", однако отчетность в Управления не была представлена.
Кроме того, по факту непредставления ежегодной отчетности за период 2012-2017 гг, Управлением 03.05.2018 за исх. N 28/03-29/62 было вынесено повторное письменное предупреждение на юридический адрес организации и на домашний адрес председателя организации, которое согласно отчета с официального сайта "Почта России" было получено 15.05.2018 по адресу регистрации должностного лица, однако отчетность за указанный период деятельности организации в Управление не представлена.
Несмотря на изложенные факты и надлежащее уведомление общественной организации, до настоящего времени нарушения, указанные в предупреждениях Управления не устранены и в установленном законом порядке не обжалованы.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.
На основании изложенного, административный истец, просит суд: вынести решение о признании Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Союз десантников" ОГРН N, ИНН N прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого Государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области - Слепцова И.Н. настаивала на заявленных требованиях, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Из расписки о получении административного искового заявления следует, что Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации "Союз десантников" не осуществляет свою деятельность на протяжении длительного периода времени. С требованиями, указанными в исковом заявлении, председатель правления Боржко А.В. согласен в полном объеме. В связи с отсутствием средств для добровольной ликвидации, просил суд ликвидировать организацию в судебном порядке.
Председатель правления Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Союз десантников" Боржко А.В, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, что следует из телефонограммы, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определилрассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 15 вышеуказанного Федерального закона, общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи.
Таким органом является Министерство юстиции Российской федерации.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации", Министерство юстиции Российской Федерации наделено государственной функцией по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
По смыслу абзацев 2, 4, 8 статьи 29 Федерального закона 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации "Союз десантников" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 28.11.2012 (ОГРН N, ИНН N, ведомственный номер N) на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, при осуществлении административной процедуры - анализ отчетов некоммерческих организаций, предусмотренной п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 456, выявлены нарушения обязательных требований и норм законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Союз десантников" в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии ее в учетном деле организации.
06.06.2016 Управлением по данному факту в отношении должностного лица организации был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, 30.06.2016 и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 5-854/16 с назначением административного наказания в виде предупреждения.
30.11.2016 Управлением по факту непредставления отчетности за период 2012-2015 гг. на юридический адрес организации было направлено письменное предупреждение N 28/03-29/183 о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с официального сайта "Почта России", однако отчетность в Управления не была представлена.
Кроме того, по факту непредставления ежегодной отчетности за период 2012-2017 гг, Управлением 03.05.2018 за исх. N 28/03-29/62 было вынесено повторное письменное предупреждение на юридический адрес организации и на домашний адрес председателя организации, которое согласно отчета с официального сайта "Почта России" было получено 15.05.2018 по адресу регистрации должностного лица, однако отчетность за указанный период деятельности организации в Управление не представлена.
По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Однако такие требования, установленные действующим законодательством, Амурским региональным отделением межрегиональной общественной организации "Союз десантников" не соблюдаются, доказательства обратного административным ответчиком, в порядке части 1 статьи 62 КАС РФ, не представлены.
Сведений об оспаривании вынесенных в адрес общественной организации предупреждений, а также судебных постановлений, материалы дела не содержат. Представитель административного ответчика, уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно письменной позиции председатель правления не возражал относительно заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании), является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4 статьи 29 названного Федерального закона).
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Между тем, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного, с учетом в совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости и допустимости в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что допущенные административным ответчиком нарушения действующего законодательства являются грубыми, не были устранены в установленные сроки; по установленным фактам общественная организация была признана судом виновной в совершении административного правонарушения с назначением административного наказания в виде предупреждения. Следовательно, требование административного истца о признании Амурского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Союз десантников" ОГРН N, ИНН N прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.
Признать Амурское региональное отделение межрегиональной общественной организации "Союз десантников" ОГРН N, ИНН N прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого Государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Амурский областной суд.
Судья А.П. Бушманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.