Дата вступления в законную силу - 17 декабря 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя МУП "КАСКАД" Гугутишвили Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
17 декабря 2018 года
жалобу представителя "данные изъяты" ФИО1 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 13 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее МУП "КАСКАД" либо Предприятие),
установил:
постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 13 сентября 2018 года МУП "КАСКАД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, представитель МУП "КАСКАД" Гугутишвили Е.А. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой фактически просила его изменить в части назначенного наказания, уменьшив суму административного штрафа. В обоснование жалобы указано, что МУП "КАСКАД" находится в тяжелом материальном положении, имеет задолженности, образовавшиеся в результате реорганизации и присоединения к Предприятию другое убыточное предприятие - МУП "КБ 2000".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя МУП "КАСКАД" Гугутишвили Е.А, поддержавшую жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ч.1 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 30 мин. в ходе проведенного административного расследования по адресу: Республика "адрес" в помещении подразделения административного здания отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Крым, выявлен факт допуска МУП "КАСКАД" на "адрес", к осуществлению незаконной трудовой деятельности гражданина Таджикистана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в отсутствии у него разрешения на работу в Российской Федерации (патента) в 11 час. ДД.ММ.ГГГГ выполнял сбор и сортировку отходов, то есть был незаконно допущен к осуществлению трудовой деятельности.
По указанному выше факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП "КАСКАД" составлен протокол N об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.18.15 КоАП РФ (л.д.93).
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N об административном правонарушении (л.д.93-94); постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.80); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N об административном правонарушении (л.д.82-83); копией акта опроса гражданина Таджикистана Мамонова М.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-90); копией паспорта гражданина Таджикистана Мамонова М.Ш. и миграционной картой (л.д.86-87); сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 88); объяснением гражданина Таджикистана Мамонова М.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92); постановлением администрации города Феодосии РК от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которого МУП "КАСКАД" является правопреемником МУП "КБ 2000", которое, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела находится в стадии реорганизации согласно постановления администрации города Феодосия от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.68-72) и другими материалами дела. Данные доказательства в силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю как надлежащие.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N115-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Закона N115-ФЗ, разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п.4 ст.13 Закона N115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с п.1 ст.13.3 Закона N115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом указанных обстоятельств, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о виновности МУП "КАСКАД" во вмененном ему правонарушении.
Вместе с тем полагаю, что имеются основания для уменьшения размера назначенного административного штрафа.
Санкцией ч.1 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поскольку в суд апелляционной инстанции представлены документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение МУП "КАСКАД", из которых, кроме того, следует, что Предприятие на момент рассмотрения дела имеет задолженность в размере 1389 тыс. руб, суд апелляционной инстанции, считает возможным снизить назначенное административное наказание с учетом положений ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления судьи, при производстве по делу в отношении МУП "КАСКАД" допущено не было
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу представителя "данные изъяты" ФИО1 удовлетворить частично,
постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 13 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты", - изменить,
снизив "данные изъяты" размер административного наказания в виде административного штрафа с 250000 руб. до 125000 (ста двадцати пяти тысяч) руб,
в остальной части постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 13 сентября 2018 года оставить без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.