Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" ФИО1 на решение судьи Советского районного суда Республики Крым Ксендз И.С. от 22.10.2018 г. по делу N12-53/2018, которым постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю Кизима Н.В. от 04.10.2018 г. N04-07-223/2018 о привлечении директора МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю Кизима Н.В. от 04.10.2018 г. N04-07-223/2018 директор МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано Ибрагимовой Н.В. в судебном порядке.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 22.10.2018 г. по делу N12-53/2018 постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю Кизима Н.В. от 04.10.2018 г. N04-07-223/2018 о привлечении директора МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Н.В. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Ибрагимова Н.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение Советского районного суда Республики Крым от 22.10.2018 г. по делу N12-53/2018, заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Жалоба мотивирована тем, что суд не учел наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - совершение административного правонарушения в указанной сфере впервые, не применил меру административного наказания в виде предупреждения с учетом характера и степени общественной опасности, отсутствия умысла на совершение правонарушения, незначительного срока просрочки платежа (4 дня).
В судебном заседании, которое состоялось 24.12.2018 г, Ибрагимова Н.В. и ее защитник Музафаров С.С. доводы жалобы поддержали.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю Ульянкина Ю.В. в судебном заседании 24.12.2018 г. просила оставить решение суда без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьей 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, согласно служебной записке Главного специалиста отдела разрешительной деятельности, государственной экологической экспертизы и учета платы за НВОС Рудковской А.А. от 26.04.2018 г..N213-СЗ плата за НВОС (оплата сбора за негативное воздействие на окружающую среду (КБК 04 N) за 2017 год была произведена МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" в соответствии с требованиями ст. 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и внесена 05.03.2018 г, что подтверждается платежным поручением N310799 от 05.03.2018 г..на сумму 10285,84 руб.; при этом плата за НВОС за 2017 год внесена субъектом хозяйствования с нарушением требований ст. 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а именно после 01.03.2018 г..- 05.03.2018 г, что послужило основанием для составления 24.09.2018 г..в отношении директора МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Н.В. (назначенной на должность Распоряжением администрации Советского района Республики Крым от 26.12.2016 г..с 02.01.2017 г..по 01.01.2019г.) государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и г..Севастополю, главным специалистом-экспертом отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Крым и г..Севастополю Слободянюк Д.В. протокола об административном правонарушении N04-07-233/2018 по ст. 8.41 КоАП РФ (л.д. 6) и постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю Кизима Н.В. от 04.10.2018 г..N04-07-223/2018 директор МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ
(л.д. 7-11).
Суд первой инстанции, оставляя без изменения данное постановление должностного лица, исходил из доказанности вины директора МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, в том числе с учетом того, что Ибрагимова Н.В. в судебном заседании суда первой инстанции 22.10.2018 г. свою вину в совершении указанного административного правонарушения признала в полном объеме, с доводами, указанными в постановлении должностного лица была согласна, не усмотрев, при этом, оснований для изменения назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Ибрагимова Н.В, не оспаривая события административного правонарушения, полагает, что имеются основания для назначения наказания в виде предупреждения, с учетом отсутствия умысла на совершение правонарушения, незначительного срока просрочки платежа (4 дня), того, что административное правонарушение в указанной сфере совершено впервые, не создало существенной угрозы общественным отношениям в области природоохранного законодательства и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
Указанные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм КоАП РФ.
Так, согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом, в силу ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Изложенное свидетельствует о том, что по ст. 8.41 КоАП РФ, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение только работнику лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что Ибрагимова Н.В. является работником юридического лица, которое является субъектом малого или среднего предпринимательства, назначенное Ибрагимовой Н.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей не может быть заменено на предупреждение.
Более того, Федеральный закон "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и, соответственно, предусматривает в качестве одного из методов экономического регулирования в этой области установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Конституционно-правовую основу этих платежей составляет прежде всего статья 58 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 57 Конституции Российской Федерации, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности, что обеспечивается путем осуществления государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
В связи с этим нарушение хозяйствующими субъектами установленного порядка внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе несвоевременность ее внесения, создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности, так как лишает государственную власть возможности принимать все необходимые и достаточные меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков, а также покрывать издержки на осуществление таких мероприятий по ее восстановлению, что, в конечном счете, нарушает баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и снижает гарантии соблюдения и защиты экологических прав граждан.
В данном случае наличие смягчающих вину обстоятельств, указных директором МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Н.В. в жалобе, было учтено при назначении административного наказания, в связи с чем административный штраф был назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.41 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
РЕШИЛ:
Решение Советского районного суда Республики Крым от 22.10.2018 г. по делу N12-53/2018 - оставить без изменения, жалобу директора МБУК "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.