Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.В,
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Коваленко Юрия Леонидовича на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 августа 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Коваленко Юрия Леонидовича к Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым", Министру внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным увольнения и восстановлении на службе, признании незаконным и отмене приказа и представления, признании контракта заключенным на неопределенный срок взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Коваленко Ю.Л. обратился в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым", Министерству внутренних дел по Республике Крым указав, что в 11 июня 2014 года состоял на службе в органах внутренних дел МВД по Республики Крым, приказом начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" N256 л/с от 6 июня 2018 года с ним расторгнут контракт о прохождении службы, в связи с окончанием срока контракта, и уволен из органов внутренних дел Российской Федерации.
Полагая действия ответчика по увольнению незаконными, поскольку согласно дополнительному соглашению к контракту о прохождении службы от 7 октября 2016 года Коваленко Ю.Л. обязался выполнять обязанности по "данные изъяты", в то время как уволен он с должности заместителя начальника автохозяйства - начальника службы (службы эксплуатации и безопасности дорожного движения), также указывая, что приказ об увольнении вынесен неправомочным лицом просил суд: признать незаконным и отменить приказ начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" N256 л/с от 6 июня 2018 года в части расторжения (прекращения) контракта и увольнения Коваленко Ю.Л. со службы в органах внутренних дел; восстановить его на службе в органах внутренних дел Российской Федерации в прежней должности и специальном звании; признании; признать незаконным и отменить представление начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" от 5 июня 2018 года к увольнению Коваленко Ю.Л. из органов внутренних дел; признать контракт о прохождении службы в органах внутренних дел от 11 июня 2014 года заключенный между Министром внутренних дел по Республике Крым и истцом, заключенным на неопределенный срок; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и моральный вред в сумме 20000 рублей.
Определением Симферопольского районного суда от 25 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Министр внутренних дел по Республике Крым.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 августа 2018 года иск Коваленко Ю.А. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Коваленко Ю.Л. подал апелляционную жалобу, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции. В доводах апеллянт указывает, что без согласия сотрудника органа внутренних дел правоотношения на службе в органах внутренних дел изменяются только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" и Федеральным законом от 07.02.2011 г..N З-ФЗ "О полиции". Однако с назначением Коваленко Ю.Л. на должность "данные изъяты" (службы эксплуатации и безопасности дорожного движения) ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым" Коваленко Ю.Л. не согласен и утверждает, что данное назначение совершено без его ведома и согласия, в связи с чем, представленный ответчиком регламент от 02.04.2018 г, подтверждающий несение им службы именно в должности "данные изъяты" (службы эксплуатации и безопасности дорожного движения) и акт, приложенный к нему об отказе Коваленко Ю.Л. подписывать данный регламент, не могут быть надлежащими доказательствами по делу и каким-либо образом свидетельствовать о назначении истца на должность заместителя начальника автохозяйства - начальника службы эксплуатации и безопасности дорожного движения ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым", при переводе его на указанную должность согласно п. 1 ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ, стороны трудового договора, могли расторгнуть прежний контракт и заключить новый срочный контракт.
Указывает, что не позже, чем за два месяца до истечения срока его действия стороны должны были решить вопрос о расторжении контракта или заключении нового контракта, однако таких заявлений не было, следовательно Коваленко Ю.Л. полагает, что контракт от 11.06.2014 г..в соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ считается заключенным на неопределенный срок, в связи с чем, податель апелляционной жалобы указывает, что в нарушение требований Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ и трудового законодательства начальник ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым", обжалуемым приказом от 06.06.2018 г..N 256 л/с без законных оснований, расторг контракт, считавшийся заключенным на неопределенный срок, и уволил Коваленко Ю.Л. со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч.1 ст.82 (по истечении срока действия срочного контракта), освободив от должности, не предусмотренной контрактом, что является незаконным и нарушает трудовые права истца.
Заслушав судью докладчика, истца Коваленко Ю.Л, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министра внутренних дел по Республике Крым Велиулаева Д.Р. и представителя Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" Сорокина С.П, возражавших против доводов апелляционной жалобы и полагавших решение суда правильным, выслушав заключение прокурора Алескерова Д.А, полагавшего увольнение незаконным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Коваленко Ю.Л. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 11.06.2014 года. Согласно заключенному с истцом контракту от 11.06.2014 года о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации Коваленко Ю.Л. принят для прохождения службы в органы внутренних дел Российской Федерации с возложением обязанностей по должности "данные изъяты".
Приказом Министра внутренних дел по Республике Крым от 11.06.2014 г. N 64 л/с истец, назначен на должность "данные изъяты" (основание: заявление Коваленко Ю.Л.; контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ).
Приказом Министра внутренних дел по Республике Крым от 19.06.2015 г. N 699 л/с, истец назначен на должность "данные изъяты", и освобожден от должности полицейского (водителя) взвода (комендантский) по охране объектов органов внутренних дел МВД по Республике Крым (основание: рапорт Коваленко Ю.Л.; дополнительное соглашение к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел РФ).
Приказом Министра внутренних дел по Республике Крым от 07.08.2015 г. N 930 л/с, истец назначен на должность "данные изъяты", и освобожден от должности "данные изъяты" (основание: рапорт Коваленко Ю.Л.; дополнительное соглашение к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел РФ).
Уведомлением нанимателя Коваленко Ю.Л. в соответствии с ч.1 ст. 85 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" предупрежден о прекращении контракта и увольнением со службы по основаниям п.11 ч.2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ", в связи сокращением должности в органах внутренних дел замещаемой сотрудником.
Согласно выписке из приказа Министра внутренних дел по Республике Крым от 30.09.2016 г. N 2007 л/с, Коваленко Ю.Л. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение МВД по Республике Крым до назначения на иную должность, либо увольнения со службы в органах внутренних дел.
Далее с согласия истца и на основании его рапорта от 03.10.2016 г. между сторонами 07.10.2016 г. заключено дополнительное соглашение к контракту от 11.06.2014г, согласно которому ФИО1 обязался выполнять обязанности по должности "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым".
Приказом Министра внутренних дел по Республике Крым от 07.10.2016 г. N 2064 л/с Коваленко Ю.Л, находящийся в распоряжении МВД по Республике Крым, назначен на должность заместителя "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым". Назначен с понижением в связи с организационно-штатными изменениями. Основание: рапорт Коваленко Ю.Л. от 03.10.2016 года; приказ МВД по Республике Крым от 30.09.2016 года N1995 "Об организационно-штатных изменениях, рапорт начальника ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым".
Приказом начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" N256 л/с от 6 июня 2018 года ФИО1 уволен с должности "данные изъяты" Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" 13 июня 2018 года по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принимая во внимание окончание срока контракта о прохождении службы, заключенного на основании пункта 1 части 5 статьи 22 указанного Федерального закона, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании увольнения незаконным, поскольку увольнение произведено в соответствии с законодательством, регулирующем данные правоотношения.
Указанные выводы суда, судебная коллегия находит не соответствующими обстоятельствам дела и постановленными с нарушением норм материального права.
Проверяя доводы искового заявления об отсутствии оснований для увольнения Коваленко Ю.Л. в связи с окончанием срока службы, установленного контрактом, судебная коллегия приходит к следующему.
Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, Федеральным законом "О полиции" и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 27 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Коваленко Ю.Л. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 11.06.2014 года. Согласно заключенному с истцом контракту от 11.06.2014 года о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации Коваленко Ю.Л. принят для прохождения службы в органы внутренних дел Российской Федерации с возложением на него обязанностей по должности "данные изъяты".
Приказом Министра внутренних дел по Республике Крым от 07.08.2015 г. N 930 л/с, истец назначен на должность "данные изъяты", и освобожден от должности "данные изъяты" (основание: рапорт Коваленко Ю.Л.; дополнительное соглашение к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел РФ).
Приказом Министра внутренних дел по Республике Крым N 1995 по личному составу МВД по Республике Крым от 30.09.2016 года, утвержден перечень изменений в штатных расписаниях Министра внутренних дел по Республике Крым и подчиненных ему территориальных органов, в том числе и о ликвидации авиационного отряда специального назначения, где проходил службу Коваленко Ю.Л.
Уведомлением нанимателя от 03.10.2016 года Коваленко Ю.Л. в соответствии с ч.1 ст. 85 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" предупрежден о прекращении контракта и увольнением со службы по основаниям п.11 ч.2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" в связи сокращением должности в органах внутренних дел замещаемой сотрудником.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусмотрено, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные названным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел.
Порядок зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 31 января 2013 года N 54. В соответствии с пунктом 3 названного порядка зачисление сотрудников в распоряжение МВД России, территориальных органов, организаций, подразделений МВД России допускается в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Согласно п. 11 Порядка N 54 зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом. С данным приказом (выпиской из приказа) сотрудник знакомится под расписку в течение пяти рабочих дней с даты его издания. В случае невозможности ознакомления копия приказа (выписка из приказа) направляется сотруднику по почте (п. 15 Порядка N 54).
При ознакомлении сотрудника с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение кадровым подразделением с участием непосредственного руководителя (начальника) проводится беседа, в ходе которой сотруднику, зачисленному в распоряжение, разъясняются порядок и особенности прохождения службы во время нахождения в распоряжении, права, обязанности и гарантии социальной защиты. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правовых (юридических), медицинских и финансовых подразделений (п. 17 Порядка N 54). Результаты данной беседы отражаются в листке беседы, который составляется в произвольной форме. В случае отказа сотрудника от участия в беседе составляется соответствующий акт в произвольной форме (п. 18 Порядка N 54).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного выше федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 названного выше федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Из приведенных положений закона следует, что при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении сотрудник органов внутренних дел подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел, такой сотрудник считается продолжающим службу в органах внутренних дел. При этом сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с сокращением его должности в органах внутренних дел, вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел либо о расторжении с ним контракта решается руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем.
Согласно выписке из приказа Министра внутренних дел по Республике Крым от 30.09.2016 г. N 2007 л/с, Коваленко Ю.Л. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение МВД по Республике Крым до назначения на иную должность, либо увольнения со службы в органах внутренних дел.
На основании рапорта Коваленко Ю.Л. от 03.10.2016 г. приказом Министра внутренних дел по Республике Крым от 07.10.2016 г. N 2064 л/с Коваленко Ю.Л, находящийся в распоряжении МВД по Республике Крым, назначен на должность "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым". Назначен с понижением в связи с организационно-штатными изменениями. Основание: рапорт Коваленко Ю.Л. от 03.10.2016 года; приказ МВД по Республике Крым от 30.09.2016 года N1995 "Об организационно-штатных изменениях, рапорт начальника ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым".
Таким образом, при ликвидации подразделения в котором осуществлял службу Коваленко Ю.Л. и сокращения его должности, последний Министром внутренних дел по Республике Крым назначен на должность "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым".
18.10.2016 года разработан и утвержден должностной регламент заместителя начальника автохозяйства ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым", который согласно Акту, вручен Коваленко Ю.Л. для ознакомления.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если после заключения контракта сотрудник органов внутренних дел назначается на иную должность в органах внутренних дел, это не требует перезаключения контракта, заключенного на неопределенный срок. Такое назначение оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при соблюдении положений части 3 настоящей статьи. В этом случае в контракт вносятся соответствующие изменения.
Как следует из материалов дела, между сторонами 07.10.2016 г. заключено дополнительное соглашение к контракту от 11.06.2014 г, согласно которому Коваленко Ю.Л. обязался выполнять обязанности по должности "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым".
Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, при назначении Коваленко Ю.Л, находящегося в распоряжении МВД по Республике Крым, на должность "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым" перезаключения с ним служебного контракта не требовалось только в случае заключения с ним ранее контракта на неопределенный срок. При указанных обстоятельствах являлось достаточным внесение изменений в ранее заключенный с ним контракт.
Однако, поскольку с Коваленко Ю.Л. был заключен контракт на срок четыре года (срочный контракт), то в связи с ликвидацией подразделения и назначения на иную должность Коваленко Ю.Л, наниматель в нарушении норм материального права, регламентирующих назначение на должность не заключил с ним новый контракт, по должности на которую он назначен Министром внутренних дел по Республике Крым от 07.10.2016 г. N 2064 л/с, а ограничился лишь заключением с ним дополнительного соглашения, которое возможно было заключить при бессрочном контракте.
Обстоятельства, указывающие на необходимость заключения нового контракта также усматриваются из приказа от 07.10.2016 г. N 2064 л/с, буквальное толкование которого предусматривает, что наниматель назначает Коваленко Ю.Л. на должность "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым", в основании приказа указано: рапорт Коваленко Ю.Л. от 03.10.2016 года; приказ МВД по Республике Крым от 30.09.2016 года N1995 "Об организационно-штатных изменениях, рапорт начальника ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Крым". Сведений о заключении дополнительного соглашения, как в предыдущих приказах о переводе истца в период его работы в ликвидируемом Авиационном отряде Министром внутренних дел по Республике Крым, в данном приказе о назначении на новую должность не указаны.
Таким образом, в основании вынесения приказа о назначении Коваленко Ю.Л. отсутствует запись о заключении с ним дополнительного соглашения к раннее заключенному с ним контракту от 11.06.2014 года, что безусловно указывает на необходимость заключения с ним контракта, поскольку предыдущий являлся срочным.
Как следует из материалов дела приказом начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" N256 л/с от 6 июня 2018 года Коваленко Ю.Л. уволен с должности "данные изъяты" (службы эксплуатации и безопасности дорожного движения) Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" 13 июня 2018 года по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопросы, связанные с заключением с сотрудниками органов внутренних дел контрактов как срочных, так и на неопределенный срок, а также прекращением и расторжением контрактов урегулированы специальными правовыми актами, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.
Возможность "трансформации" срочного служебного контракта в контракт, заключенный на неопределенный срок, Законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ предусмотрена лишь для одной категории сотрудников органов внутренних дел - это граждане, впервые поступающие на службу в органы внутренних дел для замещения должности в органах внутренних дел, с которыми в силу п. 1 ч. 5 ст. 22 названного Закона заключается срочный контракт на четыре года. Срочный контракт, заключенный с такими сотрудниками, считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 22 Закона).
Из материалов дела следует, что уведомлением от 11.04.2018 года Коваленко Ю.Л. в одностороннем порядке уведомлен нанимателем о расторжении с ним контракта в связи с окончанием срока.
Со стороны Коваленко Ю.Л. в адрес работодателя рапорт о прекращении службы в связи с окончанием срока служебного контракта и увольнении не направлялся.
Вместе с тем, из норм материального права следует, что спецификой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел предопределяется право федерального законодателя вводить особые правила поступления на службу в органы внутренних дел, ее прохождения и прекращения служебных отношений с учетом задач, стоящих перед органами внутренних дел, принципов их организации и функционирования, при условии обеспечения баланса между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами и с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства и соразмерности.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной службы, в том числе в органах внутренних дел, - исходя из публичного характера профессиональной служебной деятельности и необходимости ее непрерывного осуществления - должно быть направлено, как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 8-П, на сохранение определенной стабильности служебных отношений, которая достигается, в частности, установлением гарантий от произвольного увольнения лиц, замещающих должности государственной службы, и предполагает не только возможность увольнения государственного служащего исключительно по основаниям, предусмотренным законом, но и использование правовых механизмов увольнения в строгом соответствии с их предназначением и обстоятельствами, которые являются предпосылкой для их применения.
Вопреки доводам ответчика об обязательном увольнении со службы сотрудников, по окончанию срока контракта, статья 82 названного Федерального закона устанавливает основания прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел. Частями 1 - 2 данной статьи (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) определены основания, при которых контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел (то есть возможно увольнение со службы), частями 3 - 4 соответственно - основания, при которых контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (то есть увольнение со службы обязательно).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) предусмотрено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, по истечении срока действия срочного контракта.
Таким образом, из содержания статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ следует, что пункт 1 части 1 статьи 82 данного Федерального закона не предусматривает безусловного расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с истечением срока действия срочного контракта, в отличие от названных в частях 3 - 4 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ оснований расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел, влекущих обязательное расторжение контракта и увольнение сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с п. 2 статьи 86 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срочный контракт, предусмотренный пунктами 2, 3 и 7 части 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, прекращается при наступлении события, с которым связано его прекращение.
Значимым обстоятельством в случае с Коваленко Ю.Л. является указание в срочном контракте срока его действия - четыре года, а не события, в связи с наступлением которого он подлежит увольнению.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в связи с истечением срока контракта может быть переведен на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел.
Согласно части 10 статьи 30 указанного выше Федерального закона при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 данной статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено поименованным Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.
Поскольку пункт 1 части 1 статьи 82 данного Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, обоснованность увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы по основанию, предусмотренному им не проверена судом первой инстанции в полной мере.
Разрешая спор суд первой инстанции, не применил положений приведенных норм в их системной взаимосвязи, не проверил соблюдение ответчиком при увольнении Коваленко Ю.Л. следующей из предписаний закона указанной выше обязанности, несмотря на то, что рапорт о прекращении служебных обязанностей в связи с окончанием срочного контракта истец не подавал, от перевода на иную должность, как на равнозначную, так и нижестоящую в органах внутренних дел истец не отказывался, ограничившись лишь окончанием срока контракта. При этом суд не проверил законность заключения дополнительного соглашения с истцом, при ликвидации структурного подразделения в котором он проходил службу на основании срочного контракта от 11.06.2014 года.
В связи с чем, судебная коллегия полагает состоявшееся по делу судебное решение об отказе в удовлетворении требований Коваленко Ю.Л. противоречащим нормам материального и процессуального права, а исковые требования подлежащими удовлетворению в части незаконности увольнения и восстановлении на службе.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 74 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
Аналогичное положение содержится в пункте 97 Приказа МВД Российской Федерации от 31.01.2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
По смыслу вышеприведенных положений закона, денежное довольствие, полученное в период вынужденного перерыва в службе, учитывается при выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Период вынужденного прогула Коваленко Ю.Л. с 14 июня 2018 года по 11 декабря 2018 года включительно составил 181 день. Согласно предоставленному ответчиком расчету сумма размера денежного довольствия за время вынужденного прогула за указанный период составила 329010,68 рублей, сумма дневного денежного довольствия составила -1889,86 рублей.
Поскольку истцом размер расчета среднего заработка за время вынужденного прогула не оспаривался, в суде апелляционной инстанции он согласился с представленным расчетом, судебная коллегия полагает, что в его пользу с Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" подлежит взысканию не полученное за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по ранее замещаемой им должности в размере 330900,54 рублей (период с14.06.2018 по 12.12.2018), исходя из представленных справок о произведенных Коваленко Ю.Л. выплатах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 августа 2018 года отменить в части отказа Коваленко Ю.Л. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым", Министру внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным увольнения, признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Принять в этой части новое решение.
Исковые требования Коваленко Ю.Л. в отмененной части удовлетворить.
Признать незаконными и отменить приказ начальника Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" N256 л/с от 6 июня 2018 года об увольнении Коваленко Ю.Л. с должности "данные изъяты" (службы эксплуатации и безопасности дорожного движения) Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" 13 июня 2018 года по пункту 1 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым" денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 330900,54 рублей.
В остальной части решение суда по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.