Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ларькина Сергея Ивановича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным отказа в начислении и выплате пенсии за выслугу лет и обязании совершить определенные действия,
установила:
Ларькин С.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия указав, что является гражданином Российской Федерации, по состоянию на 18.03.2014 года постоянно проживал на территории Республики Крым, а по состоянию на 31 декабря 2014 года являлся получателем пенсии, в соответствии с требованиями Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц" N2262-ХII от 09.04.1992 года. С 01.01.2015 года ему прекращена выплата пенсии в связи с отсутствием у него паспорта гражданина Российской Федерации. После получения паспорта гражданина Российской Федерации в декабре 2017 года выплата пенсии была возобновлена, однако лишь с 27 декабря 2016 года. В связи с указанным, 20.02.2018 года Ларькин С.И. обратился в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым с требованием о начислении пенсии за период с 01.01.2015г. по 26.12.2016г. в сумме 380169,30 рублей, однако письмом начальника Центра финансового обеспечения МВД по Республике Крым Скоропад Т.З. ему отказано. В ответе от 30.03.2018г. сообщено, что согласно ведомости управления пенсионного фонда Республики Крым о выплате пенсии за декабрь 2014 года размер пенсии, исчисленной по состоянию на 31.12.2014г, составил 13622 руб. 54 коп, принимая во внимание, что пенсия ему была назначена по Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 27.12.2016 г, для предоставления данных о размере пенсии за период, предшествующий дате возобновления выплаты пенсии нет оснований. По вопросу возможного возобновления выплаты пенсии с 01.01.2015г.
Министерством внутренних дел по Республике Крым направлен запрос в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России. Письмом N18/1895 от 26.04.2018 г..начальника Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым сообщено, что в соответствии со ст. 2 ФЗ N398-ФЗ пенсионное обеспечение лиц рядового и начальственного состава, уволенных из органов внутренних дел Украины, осуществляется на территории Республики Крым и г..Севастополя с 1 января 2015г. Федеральный закон N398-ФЗ регулирует пенсионное обеспечение только граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а поскольку у истца отсутствуют сведения подтверждающие его постоянное проживание на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, оснований для возобновления выплаты пенсии с 01.01.2015 года не имеется. На основании изложенного и с учетом увеличения исковых требований истец просит суд признать незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Республике Крым по отказу Ларькину Сергею Ивановичу в начислении и выплате ему пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2015г. по 26.12.2016г.; обязать Министерство внутренних дел по Республике Крым начислить и выплатить Ларькину Сергею Ивановичу пенсию по выслуге лет за период с 01.01.2015г. по 26.12.2016г, установив факт постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014г.
В ходе рассмотрения дела судом произведена замена ненадлежащего ответчика Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым на надлежащего Министерство внутренних дел по Республике Крым.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2018 года исковые требования Ларькина С.И. удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания Ларькина Сергея Ивановича, 01.07.1960г.р, на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Признано незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Республике Крым по отказу Ларькину Сергею Ивановичу в начислении и выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2015г. по 26.12.2016г.
На Министерство внутренних дел по Республике Крым возложена обязанность начислить и выплатить Ларькину Сергею Ивановичу пенсию по выслуге лет за период с 01.01.2015г. по 26.12.2016г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Министерство внутренних дел по Республике Крым подало апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и, принятии нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывается, что решение принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Основным доводом апелляционной жалобы является, что Ларькин С.И. на момент 18 марта 2014 года на территории Республики Крым не проживал, не предоставил документов, подтверждающих устойчивую социально-правовую связь с территорией Республики Крым. Паспорт гражданина Российской Федерации им был получен только в декабре 2017 года, что исключает возможность удовлетворения его требований.
На указанную апелляционную жалобу Ларькин С.И. подал возражения, в которых просил, решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав докладчика, представителей Министерства внутренних дел по Республике Крым Ведмидь Н.В. и Шайновскую А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Ларькина С.И. и его представителя Круть В.В, возражавших против доводов апелляционной жалобы и полагавших обоснованным решение суда первой инстанции, проверив материалы дела и обсудив доводы ходатайства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно копии паспорта гражданина Украины серии N N, выданным 27.03.2012 Центральным РО Симферопольского ГУ ГУМВД Украины Автономной Республики Крым, Ларькин С.И. снят с постоянного места регистрации в г. Симферополь 15.05.2008 г, в периоды: с 13.04.2012 по 09.07.2012; с 25.02.2014 по 09.08.2014 временно зарегистрирован на территории Республики Крым в г. Симферополе по различным адресам. Решением отдела по вопросу миграции УМВД России по г. Симферополю 13.12.2017 N 442/КИ Ларькин С.И. признан гражданином РФ. Ларькину С.И. 22.12.2017 выдан паспорт гражданина РФ с регистрацией в г. Симферополе по адресу: "адрес" 23 декабря 2017 г.
Обращаясь с иском в суд истец указал, что он с 1996 г. постоянно проживает на территории Крыма, в том числе на 18 марта 2014 года, имеет устойчивые социально-правовые связи. За территорию Республики Крым, с целью постоянного проживания в ином месте, не выезжал.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив доказанным факт проживания Ларькина С.И. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, а также получение им пенсионного обеспечения на 31.12.2014 года на территории Республики Крым, принимая во внимание представленные истом доказательства, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 6 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изменениями и дополнениями) граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истец родился в "адрес", в Крым переехал в апреле 1996 года (переведен по службе). Ларькин С.М. работал в воинской части 3009 с апреля 1996 года по июнь 1999 года в городе Симферополе, в последующем уволился со службы и был зарегистрирован по адресу: "адрес". В настоящее время в указанной квартире проживают бывшая жена и дочь. С 20 июня 1999 года является пенсионером, пенсия назначена в соответствии с Законом Украины N2262-ХП от 09.04.1992 и выплачивается на территории Республики Крым. За пределы Крыма истец не выезжал, жил постоянно в Симферополе.
Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика, подтвердившем факт получения истцом пенсии до 31.12.2014 года на территории Крыма в пенсионном органе.
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела сведениями из Военного комиссариата г.Симферополя Республики Крым Ларькин С.М. состоял на учете с 09.10.200 года, в замен военного билета ему 28.03.2014 года выдано временное удостоверение.
Допрошенные судом первой инстанции свидетели: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, знавшие истца с давних времен подтвердили факт нахождения истца на территории Республики Крым на момент проведения референдума.
Согласно сообщению УФМС Республики Крым, сведений о пересечении Ларькиным С.М. границы с Украиной в органах миграционной службы не имеется, паспорт указанному гражданину выдан на основании ч.1 ст.4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изменениями и дополнениями).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-П, федеральный законодатель, закрепляя в части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, содержащее такое же правовое предписание, в качестве специального условия признания гражданина Украины (лица без гражданства) гражданином Российской Федерации с 18 марта 2014 года факт его постоянного проживания на эту дату на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имел целью предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на указанных территориях лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым в период после обретения Республикой Крым независимости и до ее принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации новых субъектов вопрос о круге лиц, признаваемых гражданами Республики Крым как государства-предшественника, не был специально урегулирован.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/153 от 12 декабря 2000 года "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств" исходит из презумпции гражданства, означающей, что любое затрагиваемое лицо, имеющее свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считается приобретшим гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства (статья 5).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что на момент перехода Республики Крым в состав Российской Федерации 18 марта 2014 года, Ларькин С.И. являлся пенсионером, получающим пенсионное обеспечение, в связи с чем, ему произведен перерасчет денежного эквивалента пенсии, пенсионные выплаты производились до 31.12.2014г.
С 01.01.2015г. выплата пенсии Ларькину С.И. не производилась в связи с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем, как указано в Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2017 N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой гражданина Ю.И. Шокура" Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" были определены порядок назначения и выплаты страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перерасчета размеров ранее назначенных пенсий, исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии, особенности исчисления ее размера, подтверждения периодов работы (иной деятельности) и заработка, организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статьи 2 - 6). Одновременно тем же Федеральным законом закреплялись гарантии, конкретизирующие запрет снижения размеров ранее выплачиваемых пенсий при переходе с 1 января 2015 года к осуществлению пенсионного обеспечения на основании и по нормам законодательства Российской Федерации, в частности предусматривалось правило о выплате пенсии в сохраненном, более высоком, размере в случаях, когда при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к ней выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 (часть 4 статьи 3).
Аналогичное правовое регулирование, касающееся реализации приобретенных пенсионных прав при назначении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, было установлено Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в отношении граждан, проходивших военную или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу: как следует из статьи данного Федерального закона, его действие было распространено на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей, а также проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную или приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, но на 31 декабря 2014 года не являвшихся получателями соответствующих пенсий.
В соответствии с данным Федеральным законом гражданам, указанным в его статье 1, пенсии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежали назначению и выплате с 1 января 2015 года при обращении за назначением таких пенсий (часть 1 статьи 3); при их назначении не подлежали пересмотру периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы (часть 1 статьи 4).
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если при назначении гражданину, являвшемуся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателем пенсии, назначенной ему в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигал размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192, пенсия подлежала выплате в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежал ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенными предписаниями федеральных законов "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", конкретизирующими и дополняющими гарантии в сфере пенсионного обеспечения, которые были закреплены в статье 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", обеспечивалась возможность реализации гражданами в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (т.е. по состоянию на 31 декабря 2014 года) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
Тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 1 января 2015 года.
С учетом того, что Ларькин С.А. являлся по состоянию на 31.12.2014 получателем пенсии, назначенной в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, что подтверждается материалами пенсионного дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на истца распространяется действие Федерального закона от 01.12.2014 N 398- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что истец не проживал по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым являются несостоятельными и противоречащими нормам материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе истца не приведено.
Руководствуясь статьями 327, 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.