судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Мотиной И.И,
судей: Синани А.М,
Шестаковой Н.В,
при секретаре Гамуровой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Бухтияровой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к выполнению определенных действий, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2018 года,
установила:
в январе 2018 г. Бухтиярова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к выполнению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что согласно уведомлению от 19.01.2018 N 1096 ей отказано Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Причиной отказа в удовлетворении заявления о направлении средств на улучшение жилищных условий на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС явилось отсутствие Акта о проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Просила признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала (семейного) капитала N 1096 от 19.01.2018, а также обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым перечислить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - компенсацию затрат на строительство, реконструкцию объекта ИЖС в размере 408026 рублей на счет Бухтияровой Е.А.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2018 года иск Бухтияровой Е.А. удовлетворен. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 19.01.2018 N 1096 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала отменено.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязано перечислить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - компенсацию затрат на строительство, реконструкцию объекта ИЖС в размере 408026 рублей на счет Бухтияровой Е.А. в АО "ГЕНБАНК", ИНН 7750005820, БИК 043510123, КПП 910201001, корреспондентский счет 30101810835100000123, номер банковского счета получателя 40817810603433000011. В удовлетворении остальной части требований отказано. Разрешен вопрос об оплате судебных расходов.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на компенсацию затрат за реконструированный объект индивидуального жилищного строительства при предоставлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Бухтияровой Е.А. не предоставлено разрешительных документов, акта освидетельствования проведенных работ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 17.12.2017 Бухтиярова Е.А. обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Согласно уведомлению от 19.01.2018 N 1096 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления истца, так как отсутствует акт о проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, который выдается Службой Государственного строительного надзора Республики Крым.
Бухтиярова Е.А. является матерью двоих несовершеннолетних детей: Бухтияровой Виталины Павловны, 19.03.2008 рождения, и Бухтиярова Макара Павловича, 12.12.2014 рождения.
Истцом 21.07.2015 получен Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-7 N0768994, выданный Управлением ПФРФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) на основании решения N 4406 от 16.07.2015 на сумму 453026 рублей.
Бухтиярова Е.А. воспользовалась своим правом на получение части средств из материнского (семейного) капитала и получила на счет в банке 20000 рублей и 25000 рублей. Остаток средств по сертификату составил 408026 рублей.
16.09.2010 Бухтиярова Е.А. приобрела жилой дом и земельный участок N по "адрес" в "адрес" Республики Крым по договору купли-продажи жилого дома земельного участка, удостоверенного частным нотариусом Симферопольского районного нотариального округа ФИО6, зарегистрированного в реестре за N. Собственником указанных объектов недвижимости является ФИО3 Площадь приобретенного земельного участка с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений составила 0,2185 га. На земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 47,6 кв.м.
Договор купли-продажи зарегистрирован в электронном Реестре прав на недвижимое имущество 26.09.2010 и в Симферопольском районном бюро технической инвентаризации, о чем 26.09.2010 получено Извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество N от ДД.ММ.ГГГГ (серии ССТ N). Земельный участок также зарегистрирован и получен государственный акт на право собственности на земельный участок (серии ЯМ N).
В 2017 году жилой дом был реконструирован путем пристройки к основному дому жилых комнат и замены кровли, за счет чего общая площадь дома увеличена до 150,3 кв.м.
Право собственности на реконструированный жилой дом истцом зарегистрировано на основании п. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в упрощенном порядке без предоставления разрешения на строительство.
Согласно письму Службы Государственного строительного надзора Республики Крым от 20.12.2017 N Б-32/3229/2, в случае наличия у застройщика свидетельства о праве собственности на реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации акта освидетельствования Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 686 (далее - Правила), не предусматривается. В этой связи законных оснований выездного осмотра, обследования и выдачи акта освидетельствования такого объекта у Службы Государственного строительного надзора Республики Крым не имеется.
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы N 45 от 26.04.2018, экспертом проведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по "адрес" N в "адрес" Республики Крым. Осмотром установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", выполнена перепланировка, а именно в помещении N 1-1, площадью 14,4, установлена перегородка. При этом образовалось два помещения: кухня помещение N1-6 площадью 7,5 кв.м, и помещение N1-1 прихожая площадью 5,5 кв.м. По периметру жилого дома выполнено усиление фундамента.
Осмотром также установлено, что к жилому дому пристроена пристройка литер "А2", которая представляет собой одноэтажно строение прямоугольной формы с размерами 4,47x9,37 м, площадь основания составляет 41,9 кв.м, высота 2,82 м, с продольными несущими стенами из камня-ракушечника, фундамент - железобетонный, перекрытие - деревянное, в уровне перекрытия устроен монолитный железобетонный пояс. Оконные и дверные проему не заполнены, полы - земляные. Внутренняя и наружная отделка не выполнена.
Над всем жилым домом и пристройками литер "А1", "А2" устроен мансардный этаж, фронтоны мансардного этажа выполнены из камня-ракушечника толщиной 0,40 м и альминских блоков толщиной 0,40 м. Покрытие кровли выполнено из профилированных листов. Стены не оштукатурены, перегородки отсутствуют (при подсчете площадей помещений на мансардном этаже принимались проектируемые перегородки со слов заказчика).
Решением 18-ой сессии 1 созыва Новоандреевского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N100/15 от 27.07.2015 об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании Новоандреевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым в размере 7 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частично удовлетворяя исковые требования Бухтияровой Е.А, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление государственной услуги "Выдача Акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств материнского (семейного) капитала", утвержденная приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 13.07.2017 N100-П, при наличии зарегистрированного права собственности на реконструированный объект не предусмотрено.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий.
В силу пункта 2 части 1 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Из пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862, следует, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, и в соответствии со статьей 20 Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно материалам дела, строительные работы, выполненные в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", относятся к реконструкции, так как изменились параметры жилого дома (увеличился объем, площадь, высота, количества этажей), в том числе выполнена надстройка, пристройка литер "А2", выполнено усиление фундамента жилого дома, заменена кровля.
Согласно выводам, изложенным в заключении N 135 от 07.11.2018 дополнительной судебной строительно-технической экспертизы, градостроительные и противопожарные нормы и правила при реконструкции "адрес" в "адрес" Республики Крым не нарушены. Последствия реконструкции "адрес" в "адрес" Республики Крым не угрожают жизни и здоровью граждан. "адрес" жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", после реконструкции увеличилась с 47,6 кв.м. до 141,3 кв.м, то есть на 93,7 кв.м. Ввиду того, что пристройка литер "А2" и мансарда литер "н/А" находятся на день осмотра в недостроенном состоянии (конные и дверные проемы не заполнены, полы - земляные, внутренняя и наружная отделка не выполнена, сантехническое оборудование отсутствует), назначение помещений определялось со слов истца. Жилые помещения должны располагаться в пристройке литер "А2" (помещение N 1-7 и помещение N 1-8), а также на мансардном этаже (помещение N 1-9 и помещение N 1-11). После того, к4ак будут завершены отделочные работы жилая площадь жилого дома, расположенного по адресу: Республикак Крым, "адрес", увеличится с 18,3 кв.м. до 77,1 кв.м. Рыночная стоимость жилого дома литер "А, А1, А2, н/А", расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 150,3 кв.м. по состоянию на дату осмотра 07.11.2018 составляет 879821,00 рублей. Рыночная стоимость реконструированного "адрес" в "адрес" Республики Крым по сравнению с домом, приобретенным истцом по договору купли-продажи от 16.09.2010 увеличилась на 488233,00 рубля.
Истцом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым на регистрацию представлены документы, соответствующие требованиям статьи 17 и 18 ФЗ N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 17 вышеназванного Закона право собственности на реконструированный дом зарегистрировано, в связи с чем, отказ пенсионного органа в направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с непредставлением акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта ИЖС является незаконным.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым в пользу Бухтияровой Елены Анатольевны судебные расходы за проведение дополнительной судебной строительно-технической экспертизы в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.