Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи: Аврамиди Т.С,
судей: Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре: Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дело по иску Всеукраинской добровольной общественной организации "Украинское общество слепых" к Республике Крым в лице Совета Министров Республики Крым, Муниципальному образованию Евпатория в лице Администрации города Евпатории, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" об устранении нарушения права собственности и постоянного владения, признании права собственности и владения отсутствующим, признании права собственности и постоянного владения, государственной регистрации права, третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, по апелляционной жалобе Всеукраинской добровольной общественной организации "Украинское общество слепых" на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 июля 2018 года,
установила:
27 декабря 2017 года Всеукраинская добровольная общественная организация "Украинское общество слепых" обратилось с иском в суд к ответчиков, уточнив исковые требования просили устранить нарушение права постоянного пользования Всеукраинской добровольной общественной организации "Украинское общество слепых" земельным участком по "адрес" с кадастровым N.
Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" земельным участком по "адрес" с кадастровым N и аннулировать запись ЕГРН о ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов", как о владельце земельного участка по "адрес" с кадастровым N на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Признать за Всеукраинской добровольной общественной организацией "Украинское общество слепых" право постоянного пользования земельным участком по "адрес" с кадастровым N площадью 64805 кв.м. Внести в ЕГРН запись о праве постоянного пользования Всеукраинской добровольной общественной организации "Украинское общество слепых" указанным земельным участком.
Устранить нарушение права собственности истца на недвижимое имущество: административное строение, лит. "Д", площадью 393 кв.м, кадастровый N, спальный корпус 3, лит. "Г", площадью 978,8 кв.м, кадастровый N, спальный корпус 4, лит. "З" площадью 4130,7 кв.м, кадастровый N; спальный корпус 1, лит. "А", площадью 2398,2 кв.м, кадастровый N; спальный корпус 2, лит. "Ж", площадью 871,5 кв.м, кадастровый N; клуб-столовая, лит. "Б", площадью 2139,9 кв.м, кадастровый N; котельная, лит. "Е", площадью 174 кв.м, кадастровый N по "адрес".
Признать отсутствующим право оперативного управления ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" на указанное недвижимое имущество, аннулировать запись ЕГРН о ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" как о владельце указанных зданий на праве оперативного управления.
Признать отсутствующим право собственности Республики Крым на вышеперечисленное недвижимое имущество и аннулировать запись ЕГРН о Республике Крым как о собственнике зданий.
Признать за Всеукраинской добровольной общественной организацией "Украинское общество слепых" право собственности на указанное недвижимое имущество.
Свои требования мотивировали тем, что истец является юридическим лицом по законодательству Украины, созданным 18.09.1992г. и зарегистрированным Министерством юстиции Украины. С 17.07.1999г. истец владеет земельным участком площадью 6,5 га по "адрес" на праве постоянного владения, что подтверждается государственным актом на право постоянного пользования землей от 14.07.1999г. на бланке 1-КМ N.
С 30.08.2016г. земельный участок учтен в Государственном комитете по государственной регистрации с присвоением кадастрового N со сведениями об истце как о правообладателе земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта от 14.07.1999 г.
Также, истец является собственником недвижимого имущества - зданий на территории вышеуказанного земельного участка с 07.08.2008г, а именно истцу принадлежит: спальный корпус 1, лит. "А", площадью 2398,2 кв.м, клуб-столовая, лит. "Б", площадью 2139,9 кв.м, административное строение, лит. "Д", площадью 393 кв.м, котельная, лит. "Е", площадью 174 кв.м, спальный корпус 3, лит. "Г", площадью 978,8 кв.м, спальный корпус 2, лит. "Ж", площадью 871,5 кв.м, спальный корпус 4, лит. "З", площадью 4130,7 кв.м по "адрес", что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 07.08.2008г. серии САВ N, выданным Исполнительным комитетом городского совета г. Евпатория на основании Решения от 11.04.2008 N262/16.
Истец владеет и пользуется вышеуказанным имуществом, в том числе реализует уставные цели деятельности, сделок по отчуждению земельных участков и зданий в чью-либо пользу не совершал, в том числе имущество истца не являлось имуществом, право собственности на которое прекращается в порядке абз. 2 ч. 1 ст. 2-1 Закона РК "Об особенностях регулирования земельных отношений" на основании Постановления ГС РК от 17.03.2014 г. N1745-6/14 "О независимости Крыма".
В связи с тем, что истец осуществляет свою деятельность через подразделение "Санаторий им. Наговицина", зарегистрированное на территории г. Евпатории, истец не является субъектом, право собственности которого прекращается на основании п. 7 Постановления "О независимости Крыма" или иного правового акта. Считает, что право собственности истца на здания не прекращалось и его произвольное прекращение вопреки воле истца не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 и ст. 2-1 Закона РК не подлежит прекращению право постоянного владения землей каких-либо общественных организаций независимо от наличия или отсутствия у них подразделений на территории Республики Крым. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РК организации, учрежденные инвалидами или общественными организациями инвалидов, приобретают земельные участки, предоставленные им на праве постоянного пользования, в собственность бесплатно. В связи с чем, считает, что права истца на вышеуказанные земельный участок и здания не подлежали прекращению ни по одному из предусмотренных законодательством России и Республики Крым оснований, а земельный участок и здания не предусмотрены как объекты, права на которые могли бы прекратиться в связи с независимостью Крыма и (или) его принятием в состав Российской Федерации. Право постоянного пользования землей не прекращается в силу закона, а право собственности на здания не прекращается в целях продолжения деятельности подразделения истца "Санаторий им. Наговицина".
Указывает, что в ноябре 2017 года в результате действий представителей "Центра профессиональной реабилитации инвалидов", истцу стало известно о состоявшейся регистрации права собственности Муниципального образования Евпатория на земельный участок истца, о состоявшейся регистрации права собственности Республики Крым на здания истца, а также о передаче указанного имущества в оперативное управление ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов". Передача земельного участка истца в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" совершена Постановлением Главы Администрации города Евпатория Республики Крым от 27.06.2017 г. N1975-п, в котором отсутствуют сведения об основаниях распоряжения землей истца, при этом ни один нормативно-правовой акт не изменял и не прекращал ранее возникших прав постоянного пользования землей.
В кадастровой выписке о земельном участке от 25 мая 2017 года указано на истца как на правообладателя земельного участка, на котором расположены здания, на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 14.07.1999 г. серии 1-КМ N. В более позднем письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28.02.2017 года N01-09/6612 содержится указание на то, что здания истца оказались включенными в Реестр имущества Республики Крым, однако данное письмо также не содержит никаких сведений об основаниях включения имущества в Реестр имущества Республики Крым.
Поскольку имущество истца не включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым от 30 апреля 2014 года N2085-6/14, не может менять правовой статус в зависимости от актов органов государственной власти, а соответствующие акты органов государственной власти в случае их принятия не имеют юридической силы и не порождают правовых последствий как заведомо ничтожные, распоряжение Совета Министров РК от 20.10.2016 N1324-р в отношении зданий истца не порождает правовых последствий.
Включение имущества истца в Реестр имущества Республики Крым не повлекло прекращения права собственности истца на здания и не создало оснований для возникновения прав ответчиков на здания истца, не создало оснований для регистрации прав ответчиков в ЕГРН и для защиты соответствующих записей ЕГРН о правах ответчиков на имущество истца.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 июля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В частности ссылается на то, что имущество истца не включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, регистрация права собственности Республики Крым на спорные здания и сооружения совершена с существенным нарушением норм закона, право постоянного пользования землей также не подлежало прекращению.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Совет Министров Республики Крым предоставили возражения, согласно которых решение суда является законным и обоснованным.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет Министров РК, Администрация города Евпатории, МИЗО РК, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, представителя ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов", представителя Министерства труда и социальной защиты РК, доклад по делу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражении, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. ст. 195, 198 ГПК РФ решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что право собственности истца на спорное имущество прекратилось на законных основаниях, постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 года N1745-6/14 "О независимости Крыма" является самостоятельным правоустанавливающим документом, вследствие чего исковые требования необоснованны.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что истцу на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей, серия I-КМ N от 14.07.1999г. предоставлен в пользование земельный участок, площадью 6,50 га, расположенный по "адрес" для обслуживания санатория им. И.А. Наговицина (л.д. 58-63).
На основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 07.08.2008г, выданным Исполнительным комитетом городского совета г. Евпатория на основании Решения от 11.04.2008 N262/16 истец является собственником нежилых зданий - спальный корпус 1, лит. "А", площадью 2398,2 кв.м, клуб-столовая, лит. "Б", площадью 2139,9 кв.м, административное строение, лит. "Д", площадью 393 кв.м, котельная, лит. "Е", площадью 174 кв.м, спальный корпус 3, лит. "Г", площадью 978,8 кв.м, спальный корпус 2, лит. "Ж", площадью 871,5 кв.м, спальный корпус 4, лит. "З", площадью 4130,7 кв.м по "адрес". Право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано в КРП "БРТИ г. Евпатории" 07.08.2008г. за регистрационным номером 24081230 (л.д. 67-70).
Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 1324-р от 20.10.2016г. "О закреплении имущества" которым на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" закреплены 24 объекта недвижимого имущества, расположенные по "адрес". (л.д. 138-140)
Пунктом 3 распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1324-р от 20.10.2016г. "О закреплении имущества" установлено, что право оперативного управления на имущество возникает у ГБУ "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" со дня вступления в силу настоящего распоряжения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым N 789 от 17.11.2016г. "О закреплении имущества" утвержден состав комиссии по проведению инвентаризации имущества, указанного в приложении к распоряжению Совета министров Республики Крым от 20.10.2016г. N 1324-р "О закреплении имущества", на директора ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" возложена обязанность по предоставлению в Министерство имущественных и земельных отношений РК сведений об имуществе для внесения в Реестр имущества Республики Крым, а также по осуществлению государственной регистрации права оперативного управления имуществом в ЕГРП. (л.д. 141)
В Реестр имущества Республики Крым были внесены сведения о 24 объектах недвижимого имущества, расположенных по "адрес", закрепленных за Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" на праве оперативного управления.
21.03.2017г, 26.03.2017г, 25.04.2017г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Республикой Крым право собственности на спорные объекты недвижимости.
Позднее за ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" зарегистрировано право оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, расположенные по "адрес"
26.06.2016г. в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики на земельный участок с кадастровым N, общей площадью 64 805,00 кв.м, расположенный по "адрес", передан в постоянное бессрочное пользование ГБУ РК ""Центр профессиональной реабилитации инвалидов" (л.д.145-147 т.1).
Постановлением Администрации г. Евпатории N 1975-п от 27.06.2017г. в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" предоставлен земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов с кадастровым N, находящийся по "адрес" (л.д. 144 т.1).
В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что до 2015 года организация находилась на территории Республики Крым, однако после января 2015 года не зарегистрировалось как юридическое лицо на территории РФ. До декабря 2017 года представители истца находились на территории санатория, с марта 2018 года не смогли продолжить работу, так как ответчик не пускает их на территорию санатория. Просит приобщить к материалам делам документы, подтверждающие владение спорным имуществом.
Представитель ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" пояснила, что осени 2017 года истцы не имеют доступа к недвижимости, в настоящее время в спорном здании деятельность не осуществляется, Министертсво труда РФ рассматривает проект по реструктуризации санатория, санаторий необходимо восстанавливать. Право собственности у истцов прекращено.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы в части того, что у Республики Крым не возникло право собственности на спорное имущество, а Администрация города Евпатории не имела права распоряжаться земельным участком исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - закон N 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 1745-6/14 от 17.03.2014 "О независимости Крыма", а также статьи 2.1 Закона Республики Крым от 30.07.2014 N 38-ЗPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, считается прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Со дня вступления в силу вышеуказанного Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21.02.2014 года.
Всеукраинская добровольная общественная организация "Украинское общество слепых" на территории Республики Крым подразделений на март 2014 года не имела.
В силу абзаца 2 ст. 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", введенной Законом Республики Крым от 19.01.2015 N 72-ЗРК/2015, право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считается прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма".
Положениями статей 2, 11 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" закреплено, что Совет Министров РК принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями, учреждениями.
На основании данных полномочий Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 1324-р от 20.10.2016г. "О закреплении имущества" которым на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением "Центр профессиональной реабилитации инвалидов" закреплены 24 объекта недвижимого имущества, расположенные по "адрес". (л.д. 138-140)
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что истец был незаконно лишен права на имущество, которое не включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, поскольку положение, содержащееся в п. 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", является нормой прямого действия и самостоятельным правоустанавливающим документом и не включение в Перечень не является основанием препятствующим применению п.7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право собственности истца на спорное имущество и право пользования земельным участком было прекращено, следовательно, исковые требования об устранении нарушения права собственности и постоянного владения, признании отсутствующим права собственности и постоянного владения, признании права собственности и постоянного владения, государственной регистрации права удовлетворению не подлежат.
Также, судебная коллегия считает, что истцом избран неверный способ защиты своего нарушенного права.
Положениями ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав.
При этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Из разъяснений, содержащихся в п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", также следует, что с иском о признании права собственности вправе обратиться в суд лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом.
Данный способ защиты может применяться тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Право собственности истец обосновывает свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 07.08.2008г, выданным Исполнительным комитетом городского совета г. Евпатория на основании Решения от 11.04.2008 N262/16, однако в ходе рассмотрения дела установлено, что истец не владеет спорным имуществом.
Предоставленные истцом в суде апелляционной инстанции документы датированы 2014 годом и не подтверждают владением имущества истцом после 2015 года. Истец не является владеющим собственником, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании права собственности отсутствующим.
Тогда как ГУП РК "Солнечная Таврика" предоставлены доказательства, свидетельствующие о нахождении имущества во владении третьего лица, а именно: договора на оказание охранных услуг 2017 года, проведение экспертного исследования имущественного комплекса, договор о энергоснабжения (государственный контракт).
Истцом заявлены требования о признании права собственности Республики Крым отсутствующим.
Однако, как разъяснено в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", условиями предъявления иска о признании права отсутствующим являются невозможность виндикации спорного имущества и отсутствие необходимости признавать право на такое имущество. Приведены примеры ситуаций, в которых подобный иск может быть применен, - это регистрация права на один и тот же объект недвижимости за разными лицами, государственная регистрация права на движимое имущество как на объект недвижимости, прекращение обременения.
То есть, по существу, в первом случае иск о признании права отсутствующим направлен на устранение неопределенности в отношении правообладателя имущества, а во втором - на устранение неопределенности в отношении свойств объекта прав.
Согласно материалов дела регистрация права собственности на имущество имеется за одним лицом- Республика Крым, право оперативного управления за ГБУ РК "Центр профессиональной реабилитации инвалидов".
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу содержат ссылки на обстоятельства, которые судом первой инстанции проверялись и им была дана соответствующая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенных обстоятельств, не могут повлечь отмены решения суда.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Всеукраинской добровольной общественной организации "Украинское общество слепых" оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.