Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре: Гамуровой М.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу представителя Костюченко Н.Ф. - Костюченко Федора Федоровича, апелляционное представление Прокурора г. Симферополя на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 сентября 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора г. Симферополя в интересах Костюченко Натальи Филлиповны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, третье лицо - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республики Крым о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Симферополя в интересах Костюченко Н.Ф. обратился в суд с указанным иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Симферополе Республики Крым. Заявленные исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой г..Симферополя проведена проверка по обращению Костюченко Н.Ф. по вопросу нарушения ее прав на пенсионное обеспечение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Симферополе. В ходе проведенной проверки установлено, что 01.01.2015 пенсионное (выплатное) дело Костюченко Н.Ф. в порядке Федерального закона от 21.07.2014 N208-ФЗ было поставлено на учет в Управление и с этой же даты она является получателем страховой пенсии по старости. С 01.01.2015 размер пенсии по старости, назначенный в соответствии с российским законодательством составил 5891,78 руб, с 01.02.2015 с учетом индексации - 6563,52 руб, с 01.02.2016 с учетом индексации - 6826,17 руб, с 01.02.2017 года с учетом индексации -7194,76 руб, а с 01.04.2017 года с учетом индексации -7203,92 руб. Оценка пенсионных прав Костюченко Н.Ф. осуществлялась Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе с учетом персонифицированного учета за 12 месяцев. Управлением произведен расчет среднемесячной заработной платы Костюченко Н.Ф. за 2000-2001 годы путем деления общей суммы заработной платы на 24 месяца, в то время как указанная выше заработная плата была получена за 12 фактически отработанных месяцев. По результатам проведенной проверки по обращению Костюченко Н.Ф. прокуратурой города 27.02.2018 в адрес Управления внесено представление об устранении выявленных нарушений при перерасчете пенсии Костюченко Н.Ф.
По результатам рассмотрения указанного представления, 15.03.2018 в прокуратуру города Симферополе поступил ответ Управления от 14.03.2018 о фактическом отказе в удовлетворении требований прокурора на основании того, что период работы Костюченко Н.Ф. составляет более 12 месяцев, то есть более периода получения заработной платы, а расчет среднемесячной заработной платы ей за 2000-2001 годы произведен путем деления общей суммы заработной платы на 24 месяца. Истец считает указанные доводы несостоятельными и просит суд признать право Костюченко Н.Ф. на перерасчет размера трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Симферополе Республики Крым произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости Костюченко Н.Ф. с 01.01.2015г.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 сентября 2018 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Костюченко Ф.Ф. подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы схожи с доводами искового заявления и основываются на том, что судом неверно дана оценка представленным материалам дела.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Прокуратурой г. Симферополя подано представление, в котором ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Так суд первой инстанции указывает на то, что в материалах пенсионного дела Костюченко Н.Ф. есть персонификация только за 2001 год, другого заработка в материалах пенсионного дела нет.
Соответственно оценка пенсионных прав Костюченко Н.Ф. осуществлялась Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе (Далее - Управление) с учетом данных персонифицированного учета за 12 месяцев.
Вместе с тем Управлением произведен расчет среднемесячной заработной платы Костюченко Н.Ф. за 2000-2001 годы путем деления общей суммы заработной платы заявителя на 24 месяца, в то время как указанная выше заработная плата была получена за 12 фактически отработанных месяцев.
Принимая во внимание, что действующее до 01.01.2002 законодательство (статьи 102-103 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ") также предусматривало расчет среднемесячного заработка путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) либо за 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60, а если работа продолжалась менее 24 месяцев, то среднемесячный заработок подсчитывался путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. Согласно ст. 100 этого Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "в заработок для исчисления пенсии помимо выплат, полученных в связи с выполнением работы, включалось также денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, пособие по временной нетрудоспособности, стипендия, выплачиваемая в период обучения. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию застрахованного лица) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа и месяцы.
Таким образом, Управлением неверно исчислена среднемесячная заработная плата Костюченко Н.Ф. за 2000-2001 годы, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства необходимо общую сумму заработной платы заявителя, полученной за 12 фактически отработанных месяцев, разделить на 12 месяцев.
Заслушав докладчика, истца Костюченко Н.Ф. и ее представителя Костюченко Ф.Ф, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым Соболеву Н.С, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в законную силу с 1 января 2015 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 процентов мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности)(часть 4 статьи 30).
Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 01.01.2015 пенсионное (выплатное) дело Костюченко Н.Ф. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" поставлено на учет ответчиком.
Размер пенсии Костюченко Н.Ф. по состоянию на 01.03.2014 составил 1074,05 украинских гривен, по состоянию на 31.12.2014 размер пенсии Костюченко Н.Ф. с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территории Республики Крым и г. Севастополь" составил 8162,78 рубля. С 01.01.2015 Костюченко Н.Ф. произведен перерасчет размера пенсии в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который составил 5891,78 руб, в связи с чем размер пенсии продолжили выплачивать в сохраненном размере.
Обращаясь в суд с иском в интересах Костюченко Н.Ф. прокурор города Симферополя указал на выполнение ответчиком неверного расчета размера ее пенсии, поскольку ответчиком не применены положения части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которой при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы, либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на 31 декабря 2014 года на основании документов выплатного дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установив, что ответчиком расчет пенсии Костюченко Н.Ф. произведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, принимая во внимание, что расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для нее варианту, пришел к выводу об отсутствии основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01.01.2015.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может и находит его вынесенным с нарушением норм материального права.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
Из материалов пенсионного дела следует, что 01.01.2015 пенсионное (выплатное) дело Костюченко Н.Ф. в порядке Федерального закона от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" поставлено на учет ответчиком и с этой же даты Костюченко Н.Ф. является получателем страховой пенсии по старости.
Размер пенсии Костюченко Н.Ф. по состоянию на 01.03.2014 составил 1074,05 украинских гривен, по состоянию на 31.12.2014 размер пенсии Костюченко Н.Ф. с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территории Республики Крым и г. Севастополь" составил 8162,78 руб.
Производя с 01.01.2015 Костюченко Н.Ф перерасчет размера пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер пенсии Костюченко Н.Ф. был исчислен на основании документов выплатного, а именно: оценка пенсионных прав осуществлена с учетом данных о заработке за период с 01.05.2001 по 31.12.2001, поскольку в материалах пенсионного дела по состоянию на 01.01.2015 имелись только данные о заработке за период с 01.05.2001 по 30.04.2003, которые учесть при исчислении размера пенсии по нормам законодательства Российской Федерации в полном объеме не представилось возможным. Иные справки о заработной плате по состоянию на 01.01.2015 в материалах выплатного дела отсутствовали.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что ответчиком при перерасчете размера пенсии Костюченко Н.Ф. не приняты во внимание положения вышеуказанной части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" согласно которой, гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
В силу п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
Принимая во внимание, что действующее до 01 января 2002 года законодательство (ст.ст.102-103 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ") также предусматривало расчет среднемесячного заработка путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) либо за 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60, а если работа продолжалась менее 24 месяцев, то среднемесячный заработок подсчитывался путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание.
В связи с указанными нормами права судебная коллегия приходит к выводу о неверном исчислении пенсионным органом среднемесячной заработной платы Костюченко Н.Ф. за 2000-2001 года путем деления общей суммы заработной платы истицы, полученной за фактически отработанные месяцы на 24 месяца.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Прокурора города Симферополя обратившегося в суд в интересах Костюченко Н.Ф.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 сентября 2018 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований Прокурора города Симферополя обратившегося в суд в интересах Костюченко Н.Ф.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости Костюченко Н.Ф. с 01.01.2015 г. в соответствии с требованиями ст.5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.