Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.09.2018 г. по делу N2а-2544/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконными действий, возложении обязанности принять решение,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Мищенко О.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 30.01.2017 г. по отказу в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 600 кв.м. в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: "адрес"; возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Мищенко О.А.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что решением Симеизского поселкового совета от 27.11.2008 г. Мищенко О.А. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в собственность; срок действия решения один год. Решением Симеизского поселкового совета N21 от 25.12.2009 г. срок действия решения был продлен на один год. С целью реализации вышеуказанных решений, Мищенко О.А. был разработан проект землеустройства по отводу земельного участка и получены необходимые согласования, после чего 37.07.2016 г. Мищенко О.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении ему данного участка в собственность в порядке завершения оформления прав. При этом, согласно ответу административного ответчика от 30.01.2017 г. в предоставлении земельного участка Мищенко О.А. было отказано в связи с окончанием срока действия решения Симеизского поселкового совета, что, по мнению административного истца, незаконно, поскольку решением Симеизского поселкового совета от 29.11.2011 г. было признано утратившим силу ранее принятое решение Симеизского поселкового совета N21 от 25.12.2009 г. об ограничении срока действия решений сессий. Кроме того, рассмотрение вопросов о предоставлении гражданам земельных участков неоднократно приостанавливалось решениями органа местного самоуправления, в связи с чем Мищенко О.А. не смог завершить процедуру оформления в собственность земельного участка не по своей вине.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.09.2018 г. по делу N2а-2544/2018 отказано в удовлетворении иска Мищенко О.А. к администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконными действий, возложении обязанности принять решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель Мищенко О.А. - Синяговский И.Н. обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.09.2018 г. по делу N2а-2544/2018 и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 17.12.2018 г. стороны явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Закона N6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Согласно ст. 12 Закона N6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12-2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ч. 7 ст. 13 Закона N38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2019 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган. Процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка изложена в пунктах 9-11 Порядка.
Так, в силу п. 6 Порядка заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылку на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
При этом в соответствии с п. 7 Порядка к заявлению физического лица о предоставлении земельного участка прилагаются: копия документа, подтверждающего личность гражданина; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления (п. 8 Порядка).
При этом в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 23.10.2014г. N64, с учетом изменений, внесенных решением от 05.12.2014 г. N150, учреждена администрация города Ялты Республики Крым с правами юридического лица.
Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 19.11.2014 г. N78 утвержден Устав Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно ст. 52 Устава, к полномочиям администрации города Ялты Республики Крым в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Решением Ялтинского городского совета от 30.03.2015 г. N37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила N37), в соответствии с п. 4 которых уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
Согласно п. 3 Правил N37 завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих и принятых в соответствии с законодательством до 21 марта 2014 органами местного самоуправления - Ялтинским, Алупкинским городскими советами, Гаспринским, Гурзуфским, Кореизским, Ливадийским, Массандровским, Симеизским, Форосским поселковыми советами - решений о разрешении на разработку документации по землеустройству.
В соответствии с п.п. 5, 6 Правил N37 заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (бесплатно, за плату, в собственность или аренду); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
К заявлению о предоставлении земельного участка (далее - заявление) прилагаются: для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; оригинал и копия документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).
Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения (п. 7 Правил N37).
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, решением 35-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N119 от 27.11.2008 г. Мищенко О.А. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0600 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес", в п. 3.1 которого указано, что Мищенко О.А. обязан в течение одного года со дня принятия решения предоставить на утверждение в Симеизский поселковый совет проект землеустройства по отводу земельного участка.
Решением Симеизского поселкового совета 50-й сессии 5-го созыва N21 от 25.12.2009 г. Мищенко О.А. был продлен срок действия решения от 27.11.2008 г. на один год, то есть до 25.12.2010 г, в п. 3.1 которого также было указано, что Мищенко О.А. обязан в течение одного года со дня принятия решения предоставить на утверждение в Симеизский поселковый совет проект землеустройства по отводу земельного участка, при этом в п. 4 данного решения указано, что в случае неисполнения требований п. 3.1 настоящего решения в указанный срок, принятое решение будет считаться аннулированным и земельный участок перейдет в земли запаса Симеизского поселкового совета.
27.07.2016 г. Мищенко О.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600 +/- 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Ответом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 30.01.2017 г. N01-15/986 поданное Мищенко О.А. заявление было возвращено без рассмотрения, поскольку представленное решение органа местного самоуправления утратило силу, в связи с чем у Мищенко О.А. отсутствуют основания для завершения оформления права на земельный участок.
Мищенко О.А. считает указанные действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 30.01.2017г. незаконными, поскольку решением Симеизского поселкового совета от 29.11.2011 г. было признано утратившим силу ранее принятое решение Симеизского поселкового совета об ограничении срока действия решений сессий. Кроме того, рассмотрение вопросов о предоставлении гражданам земельных участков неоднократно приостанавливалось решениями органа местного самоуправления, в связи с чем Мищенко О.А. не смог завершить процедуру оформления в собственность земельного участка не по своей вине.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления Мищенко О.А, исходил из того, что, после получения решений органом местного самоуправления от 27.11.2008 г. и от 25.12.2009 г, в которых был указан срок их действия и последствия истечения установленного срока, с заявлением о продлении срока их действия в орган местного самоуправления не обращался; проект отвода земельного участка органом местного самоуправления утвержден не был. При этом в установленном законом порядке указанные решения не оспорены и не признаны незаконными.
Суд первой инстанции также указал на отсутствие доказательств наличия объективных причин, препятствующих Мищенко О.А. реализовать решение в установленный срок, отметив, при этом, что приостановление рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков на территории пгт. Симеиз было введено распоряжением Симеизского поселкового Головы от 25.02.2011 г, то есть после того, как срок, предоставленный Мищенко О.А. на разработку проекта отводу земельного участка и его предоставление на утверждение, истек.
Судом первой инстанции также отклонена как несостоятельная ссылка Мищенко О.А. на решение Симеизского поселкового совета N14 от 29.11.2011 г. о признании утратившим силу решения об ограничении срока действия решений сессий Симеизского поселкового совета, поскольку указанное решение также было вынесено после истечения предоставленного Мищенко О.А. срока на составление проекта землеустройства.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, принятое решение - законным.
Так, как было указано выше, решением Симеизского поселкового совета 50-й сессии 5-го созыва N21 от 25.12.2009 г. Мищенко О.А. был продлен срок действия решения от 27.11.2008 г. на один год, то есть до 25.12.2010 г, в п. 3.1 которого также было указано, что Мищенко О.А. обязан в течение одного года со дня принятия решения предоставить на утверждение в Симеизский поселковый совет проект землеустройства по отводу земельного участка
При этом п. 4 решения Симеизского поселкового совета 50-й сессии 5-го созыва N21 от 25.12.2009 г. прямо предусматривал, что в случае неисполнения требований п. 3.1 настоящего решения в указанный срок - до 25.12.2010 г, принятое решение будет считаться аннулированным и земельный участок перейдет в земли запаса Симеизского поселкового совета.
При рассмотрении дела суде первой и апелляционной инстанций, Мищенко О.А. не были представлены доказательства того, что проект землеустройства по отводу земельного участка не был своевременно рассмотрен и утвержден не по вине административного истца, не вследствие его бездеятельности.
Как обосновано указал суд перовой инстанции, распоряжение Симеизского поселкового Головы от 25.02.2011 г. о приостановлении рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков на территории пгт. Симеиз, также как и решение Симеизского поселкового совета N14 от 29.11.2011 г. о признании утратившим силу решения об ограничении срока действия решений сессий Симеизского поселкового совета, были приняты после 25.12.2010 г, то есть после того, как решение о даче Мищенко О.А. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка было аннулировано и земельный участок перешел в запасы Симеизского поселкового совета.
При этом решение Симеизского поселкового совета N14 от 29.11.2011 г. о признании утратившим силу решения об ограничении срока действия решений сессий Симеизского поселкового совета распространяется только на действующие решения сессий Симеизского поселкового совета и не может быть применено к аннулированному решению.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление о предоставлении Мищенко О.А. земельного участка площадью 600 +/- 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав, было подано последним с нарушением требований п. 6 Правил N37, а именно: к заявлению не приложена копия решения органа местного самоуправления, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, поскольку принятые в отношении него решения 35-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N119 от 27.11.2008 г. и Симеизского поселкового совета 50-й сессии 5-го созыва N21 от 25.12.2009 г. являются недействующими, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, руководствуясь п. 7 Правил N37, правомерно возвратил Мищенко О.А. поданное им заявление без рассмотрения.
При таких данных, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы Мищенко О.А. аналогичны изложенным в административном исковом заявлении, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.09.2018 г. по делу N2а-2544/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.