Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клеткиной Валентины Васильевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Багеровского сельского поселения Республики Крым о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 25 июля 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Клеткина В.В. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления, признать действия государственного регистратора об отказе в государственной регистрации незаконными, обязать произвести государственную регистрацию договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка площадью 0,7 га для строительства жилого "адрес" Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Багеровского поселкового совета N 6 от 22 июня 1983 года Клеткиной В.В. был выделен земельный участок площадью 0,7 га для строительства жилого дома в "адрес" основании указанного решения 29 ноября 1983 года между административным истцом и Багеровским поселковым советом Ленинского района был заключён договор о предоставлении в бессрочное пользование вышеуказанного земельного участка, который был удостоверен нотариально. 10 декабря 2015 года решением Ленинского районного суда Республики Крым за Клеткиной В.В. признано право собственности на жилой дом по адресу: "адрес" б. Для регистрации вышеуказанного договора в соответствии с законодательством Российской Федерации Клеткина В.В. сдала его в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, однако в регистрации прав было отказано.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 25 июля 2018 года Клеткиной В.В. восстановлен срок для подачи административного искового заявления к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании отказа в государственной регистрации от 12 декабря 2017 года и обязании совершить определенные действия. Административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: "адрес" от 12 декабря 2017 года признан незаконным и на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Клеткиной В.В, в удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Ленинского районного суда Республики Крым от 25 июля 2018 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции установлено, что 30 августа 2017 года Клеткина В.В. обратилась с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: "адрес".
Уведомлением от 8 сентября 2017 года административному истцу сообщено о том, что государственная регистрация вышеуказанного договора приостанавливается на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них) запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. При этом срок приостановки государственным регистратором установлен до 8 декабря 2017 года.
12 декабря 2017 года государственный регистратор Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 на основании пункта 10 части 1 статьи 26, 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" принимает решение об отказе в государственной регистрации вышеуказанного договора, в связи с тем, что согласно представленного ответа на межведомственный запрос сведениями об актуальности представленного Клеткиной В.В. договора администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не располагает, поскольку данный договор был зарегистрирован нотариусом Ленинской конторы ФИО2
Не согласившись с указанным сообщением о приостановлении государственной регистрации права собственности ответчика, истец обратился в суд.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции пришёл к выводу, что административным ответчиком не надлежащим образом и не в полном объёме проведена правовая экспертиза представленных административным истцом на регистрацию документов. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришёл к выводу о незаконности оспариваемого отказа в государственной регистрации от 12 декабря 2017 года, в связи с тем, что данное решение было принято с нарушениями административного регламента.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации нрав па недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Статьёй 14 Федерального закона N 218-ФЗ также предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдаётся или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Федерального закона N 218-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации, что в совокупности с необходимостью указания всех причин, послуживших основанием для приостановления, соотносится с реализацией принципа правовой определённости.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Между тем, как установлено судом и усматривается из материалов дела копия межведомственного запроса в Нотариальный архив г. Симферополя не содержит дату его направления и направлен в ненадлежащий адрес, а поступивший ответ из администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не может служить достаточным основанием для принятия оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 25 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.