Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.
судей Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р,
при секретаре Ломзиной М.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фурманова ФИО10 к администрации г. Алушты Республики Крым о признании незаконным постановления в части, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Алушты Стерехова Н.А. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 года, которым административное исковое заявление Фурманова П.С. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Фурманов П.С. обратился в суд с административным иском к администрации города Алушты Республики Крым. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что постановлением администрации города Алушты N 1560 от 19 июля 2018 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 100 кв.м, по адресу: "адрес", ул. "адрес", в районе жилого "адрес". В данном постановлении не указано на право административного истца Фурманова П.С. обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный участок. Считает, что административный ответчик лишил его законного права постановки на кадастровый учёт и регистрации права муниципальной собственности на данный участок, создал препятствия в осуществлении его законных интересов в оформлении земельных отношений.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 года, требования заявленные Фурмановым П.С, удовлетворены. Признано незаконным постановление администрации "адрес" Республики Крым от 19 июля 2018 года N 1560 в части отсутствия указания на право административного истца Фурманова П.С, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учёте образуемого земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на образуемый земельный участок. В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца Фурманова П.С, возложена обязанность на администрацию г. Алушты Республики Крым указать в постановлении от 19 июля 2018 года N 1560 на право административного истца Фурманова П.С, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на образуемый земельный участок. Возложена обязанность на административного ответчика сообщить об исполнении настоящего решения в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации г. Алушты Стерехов Н.А, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 года и принять по делу новое решение, которым отказать Фурманову П.С. в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в оспариваемом постановлении указаны все необходимые сведения, в связи с чем права истца не нарушены, кроме того в указанном документе имеется ссылка на положения статьи 11.10 ЗК РФ, что является основанием для наделения гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, правом на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка. Кроме того, ссылается на то, что суд первой инстанции не привлёк в качестве соответчика Управление земельных отношений, которое осуществляет обеспечение реализации полномочий администрации г. Алушты в сфере земельных отношений и имеет статус юридического лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Фурманов П.С. 27 июля 2015 года обратился в администрацию г. Алушты Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставление земельного участка в собственность под строительство гаража, площадью 100 кв.м, по адресу: "адрес", ул. "адрес", в районе "адрес".
Постановлением администрации города Алушты Республики Крым от 19 июля 2018 года N 1560 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 100 кв.м, по адресу: "адрес", в районе жилого "адрес" (приложение 1).
Указанный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и основному виду разрешенного использования - объекты гражданского назначения (2.7.1).
Административный истец просит признать незаконным вышеуказанное постановление в части отсутствия указания на право Фурманова П.С. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Согласно пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10).
В силу части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участком, указываются их условные номера.
Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.
Частью 14 данной правовой нормы установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (пункт 18 статьи 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка или о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности на образуемый земельный участок вправе обратиться лицо, чье правомочие на обращение с соответствующим заявлением указано в Решении об утверждении схемы.
Вместе с тем, в оспариваемом постановлении N 1560 от 19 июля 2018 года не указано на право административного истца, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок.
Судебная коллегия, учитывая, что оспариваемое постановление администрации города Алушты Республики Крым N 1560 от 19 июля 2018 года в части отсутствия указания на право административного истца Фурманова П.С. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на образуемый земельный участок, противоречит действующему законодательству и нарушает права Фурманова П.С, приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления в указанной части.
Применение судом первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права возложение обязанности на административного ответчика указать в оспариваемом постановлении от 19 июля 2018 года N 1560 на право административного истца Фурманова П.С. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права муниципальной собственности на образуемый земельный участок обоснованно и направлено на восстановление нарушенных прав заявителя.
Ссылка в апелляционной жалобе о не привлечении судом первой инстанции в качестве соответчика Управления земельных отношений, является несостоятельной, поскольку администрация наделена правами на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и принимает решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с чем является надлежащим ответчиком по данному административному делу.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного решения судебная коллегия не находит.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Алушты Стерехова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.