Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марчук Виолетты Валерьевны, Марчук Инессы Сергеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, консультанту отдела регистрации прав на объекты недвижимости Шелякиной Е.В, заинтересованные лица: администрация города Керчи Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым, о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить действия,
по апелляционной жалобе государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шелякиной Екатерины Владимировны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административные истцы Марчук В.В, Марчук И.С. обратились в Керченский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просили признать сообщение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на комнаты N, N, расположенные в доме (общежитии) Nа по "адрес" в "адрес" - незаконными и обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым совершить все необходимые действия для государственной регистрации перехода права собственности на указанные комнаты N, N к Марчук И.С, Марчук В.В. по праву общей долевой собственности по 1/2 доле за каждой.
Исковые требования мотивированы тем, что 15 марта 2004 года на основании ордера N 33 истцы были вселены в комнаты N, 306, расположенные в доме (общежитии) N а по "адрес" в "адрес". 19 мая 2016 года между муниципальным образованием городской округ Керчь и Марчук В.С. заключён договор социального найма указанных комнат. Согласно пункта 1 Договора помещения находятся в муниципальной собственности. 6 февраля 2017 года между администрацией г. Керчи и истцами заключён договор передачи помещения в собственность в порядке приватизации. Вместе с тем при обращении к ответчику истцы получили сообщение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на указанные комнаты, так как приватизированные нами жилые помещения находятся в общежитии, что согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по мнению ответчика препятствует приватизации комнат.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2018 года исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения консультанта отдела регистрации прав на объекты недвижимости Шелякиной Е.В. N 90/007/001/2017-7737 от 7 мая 2018 года, N 90/007/001/2017-7738 от 7 мая 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявления N 90/007/001/2017-7737, N 90/007/001/2017-7738. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 6 февраля 2017 года администрацией г. Керчи Республики Крым с Марчук В.В. и Марчук И.С. заключён договор N 23.01/1-6/674 о передаче жилых помещений N, N по "адрес" в "адрес" Республики Крым в общую долевую собственность. 17 августа 2018 года истцы обратились с заявлениями в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
7 мая 2018 года Марчук В.В. отказано в осуществлении государственной регистрации сообщениями N 90/007/001/2017-7738, N 90/007/001/2017-7737.
Основанием для отказа послужило, что информация о зарегистрированном праве собственности на спорные объекты отсутствует, здание под N а по "адрес" в "адрес" Республики Крым имеет статус "Общежития" и в соответствии с положениями статьи 4 Закона "О приватизации жилого фонда Российской Федерации" N 1541-1 от 4 июля 1991 года не подлежат приватизации.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав и кадастровый учёт недвижимого имущества на территории Республики Крым, в соответствии соглашением от 16 ноября 2016 года N 2432-р, переданы уполномоченному органу - Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наём жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав определены в статье 21 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с положениями указанной нормы закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдаётся или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Федерального закона N 218-ФЗ.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации, что в совокупности с необходимостью указания всех причин, послуживших основанием для приостановления, соотносится с реализацией принципа правовой определённости.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Удовлетворяя частично заявленные требования административного истца, суд первой инстанции пришёл к выводу, что при рассмотрении заявлений административных истцов государственный регистратор обязан был не только исследовать факт выдачи истцу договора о передаче в собственность указанной комнаты, но и проверить подтверждение статуса объекта недвижимости, а также установить основания возникновения у истца права собственности, соблюдение сторонами договора процедуры приватизации имущества, включение административного истца в круг лиц, наделённых правом принять участие в приватизации, в подтверждение чего должен был истребовать соответствующие документы.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он подтверждается материалами дела и согласуются с положениями приведённого выше законодательства.
Вместе с тем, считает необходимым отметить, что вывод суда о том, что оспариваемые решение приняты неуполномоченным должностным лицом опровергаются материалами дела, так как согласно представленного Приказа N 795-к от 5 июля 2017 года за подписью председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 на момент принятия оспариваемых решений государственный регистратор Шелякина Е.В. была переведена на должность консультанта отдела регистрации прав на объекты недвижимости Керченского городского управления, и согласно должностного регламента указанной должности имела необходимые полномочия на принятие оспариваемых решений.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шелякиной Екатерины Владимировны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.