Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамчур Галины Николаевны к администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления от 29 мая 2018 года, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя администрации г. Симферополя Республики Крым Лузик А.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Мамчур Г.Н. обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 29 мая 2018 года N 2392 "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Мамчур Г.Н." и обязать администрацию г. Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть и удовлетворить ранее поданное заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 415 кв.м. по адресу: "адрес" а, кадастровый N.
Исковые требования мотивированы тем, что Мамчур Г.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: "адрес" а на основании свидетельства о праве собственности от 25 июня 2010 года; указанное свидетельство было зарегистрировано 12 июля 2010 года КРП "СМБРТИ". Пользуясь своим правом, Мамчур Г.Н. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением администрации г..Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года N 3861 утверждена схема расположения земельного участка по "адрес" а в "адрес", предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 415 кв.м. по данному адресу Мамчур Г.Н. Формируемый земельный участок отнесён к землям населённого пункта с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства. Мамчур Г.Н. осуществила за свой счёт выполнение кадастровых работ, участку был присвоен кадастровый N, зарегистрировано право муниципальной собственности. Завершая процедуру предоставления земельного участка в собственность, Мамчур Г.Н. подала соответствующее заявление и документы через МКУ "Департамент развития муниципальной собственности" администрации г..Симферополя Республики Крым, однако вместо ожидаемого решения получила постановление от 29 мая 2018 года N 2392 "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Мамчур Г.Н.".
Согласно указанного Постановления от 29 мая 2018 года N 2392 истцу было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что предоставление участка на заявленном виде прав не допускается, так как указанный участок по мнению администрации г..Симферополя Республики Крым относится к землям общего пользования, занятыми площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами и не подлежит приватизации. С учётом изложенного истец полагает, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 августа 2018 года исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 29 мая 2018 года N 2392 "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Мамчур Г.Н."; на администрацию "адрес" Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мамчур Г.Н. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 415 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" а, кадастровый N.
Не согласившись с решением суда, администрация г. Симферополя Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель администрации г. Симферополя Республики Крым Лузик А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административных ответчиков, извещённых надлежащим образом.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделённого государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 31 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Статьёй 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Согласно статье 1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно части 7 статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона (о предоставлении льготным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта) в отношении указанных случаев не применяются.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено этой статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 данного Кодекса.
Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьёй 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно материалов административного дела, Мамчур Г.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, положенный по адресу: "адрес". Право административного истца зарегистрировано в 2010 году, о чём в материалах дела имеется копия свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года N 3861 "О предварительном согласовании предоставления дельного участка Мамчур Г.Н." предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 415 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" а.
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 29 мая 2018 года N 2392 "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно собственность гражданке Российской Федерации Мамчур Г.Н." административному истцу отказано в предоставлении названного земельного участка со ссылкой на положения пункта 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования административного истца в части признания незаконным и отмены постановления администрации г. Симферополя Республики Крым от 29 мая 2018 года N 2392, суд пришёл к обоснованному выводу что у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
Согласно постановления администрации г. Симферополя Республики Крым от 20 октября 2017 года N 3861 Мамчур Г.Н. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 415 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" а, с отнесением указанным постановлением испрашиваемого земельного участка к категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства. Указанное постановление является действующим.
Согласно указанного постановления от 20 октября 2017 года N 3861 истец предпринял все необходимые действия, в том числе поставил испрашиваемый земельный участок на кадастровый учёт.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" а, имеет кадастровый N, и имеет вид разрешённого использования - индивидуальное жилищное строительство.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка ответчиком указано на основания, предусмотренные пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, между тем доказательств его фактического использования как территории общего пользования в общественных интересах ни суду первой ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Довод ответчика, что согласно представленной им выкопировки из проекта межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования г. Симферополь муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 2 ноября 2017 года N 4056, земельный участок расположенный по "адрес" а частично находится в границах территории общего пользования и в границах элемента планировочной структуры - квартал 1598, признаётся судебной коллегией необоснованным, так как не являлся основанием при принятии оспариваемого постановления.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, административный спор по существу разрешён верно, оснований для отмены суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 августа 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.