Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Порташ Юрия Юрьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Родионовой Татьяне Борисовне, государственному регистратору Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук Ирине Иосифовне, заинтересованное лицо АОЗТП СП "Строитель-89", о признании отказа в государственной регистрации перехода права собственности незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 16 мая 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Порташ Ю.Ю. обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Родионовой Т.Б, в котором просил признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03 января 2018 года N в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, обязать административных ответчиков устранить препятствия к осуществлению прав и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения поданного на государственную регистрацию права заявления с имеющимися документами и вынесения решения, отвечающего по своему содержанию нормам действующего законодательства.
Требования мотивированы тем, что 25 сентября 2017 года административный истец обратился в Ленинский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на здание операторской, площадью 24,4 кв.м, расположенного в "адрес", производственная база АОЗТ Строитель 89, кадастровый номер N, приобретённого по договору купли-продажи от 06 июня 2014 года, заключенного между ним и акционерным обществом закрытого типа производственно-строительное предприятие "Строитель-89". 05 октября 2017 года осуществление действий по регистрации права собственности приостановлено со ссылкой на пункт 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который предусматривает возможность совершения данного действия в случае, если по межведомственному запросу поступила информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав. 16 января 2018 года административным истцом получено сообщение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации N от 03 января 2018 года со ссылкой на то, что право собственности на вышеуказанное здание не возникло. При этом, обстоятельства и причины, по которым право собственности не возникло, а также какие действия необходимо совершить в целях устранения этих причин в сообщении об отказе в государственной регистрации не приводятся. Административный истец считает принятое решение незаконным, нарушающим гарантированные ему законом права на получение информации и по оформлению в собственность находящегося в его владении и пользовании здания, приобретённого в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 30 марта 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АОЗТП СП "Строитель-89", определением суда от 20 апреля 2018 года в качестве административного ответчика привлечён к участию в деле государственный регистратор Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук И.И.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 16 мая 2018 года административный иск Порташ Ю.Ю. удовлетворён: решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе Порташ Ю.Ю. в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества с кадастровым номером N от 03 января 2018 года N90/011/101/2017-882 признано незаконным, на административных ответчиков возложена обязанность устранить препятствия к осуществлению прав и законных интересов Порташ Ю.Ю. путём повторного рассмотрения, поданного административным истцом на государственную регистрацию права заявления, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием административного ответчика с решением районного суда. Апеллянт указывает, что в ответ на запрос в филиал ГУП РК "Крым БТИ" в "адрес" о предоставлении информации о наличии зарегистрированных прав, арестов, запрещений, иных обременений с указанием общей площади на объект недвижимого имущества - нежилое здание литер Т по адресу: "адрес" в Госкомрегистр поступил ответ, что в материалах архива инвентарное дело по указанному адресу отсутствует, предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистром принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии со статьёй 27 Закона N218-ФЗ законно и обосновано.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ административный истец, через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание операторской, площадью 24,4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Одновременно с данным заявлением административным истцом предоставлены: кадастровый паспорт здания N от ДД.ММ.ГГГГ, копия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ N "Акционерное общество закрытого типа Производственно-строительное предприятие "Строитель-89"", справка от ДД.ММ.ГГГГ N Главного управления статистики АР Крым, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ФИО1 и АОЗТ ПСП "Строитель-89".
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации N90/011/101/2017-882 от 05 октября 2017 года государственным регистратором Левчук И.И. государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес", приостановлена до 09 января 2018 года. Согласно данному уведомлению, осуществление действий по регистрации права собственности приостановлено на основании пункта 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с указанием на то, что согласно предоставленному правоустанавливающему документу договору купли-продажи от 06 июня 2014 года, заочному решению Ленинского районного суда АР Крым Республики Крым от 21 декабря 2016 года по делу N2-1903/2016, а также согласно ответу Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в Ленинском районе N2-03/4474 от 03 октября 2017 года - право собственности на вышеуказанное нежилое здание не возникло.
Также, как усматривается из материалов дела, уведомлением о приостановлении государственной регистрации N90/011/101/2017-882 от 05 октября 2017 года государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества: здание, общей площадью 24,4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановлена до 07 ноября 2017 года. В обоснование приостановления государственным регистратором указано на направление запросов в Филиал ГУП Республика Крым "Крым БТИ" в Ленинском районе о предоставлении сведений о ранее зарегистрированных правах, арестах, запрещениях, иных обременениях на объект недвижимости, расположенный по вышеуказанному адресу с указанием площади, согласно инвентарному делу, а также в Ленинский районный суд Республики Крым о предоставлении надлежащим образом заверенной копии решения Ленинского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2016 года, ответы на которые до настоящего времени не поступили.
03 января 2018 года под N90/011/101-82 государственным регистратором Родионовой Т.Б. принято решение об отказе в государственной регистрации. Отказ мотивирован тем, что в представленном Порташ Ю.Ю. правоустанавливающем документе договоре купли-продажи от 06 июня 2014 года, заочном решении Ленинского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2016 года по делу N2-1903/2016, а также согласно ответу Филиала ФГУП РК "Крым БТИ" в Ленинском районе N02-03/4474 от 03.10.2017, право собственности на недвижимое имущество не возникло.
Удовлетворяя административный иск Порташ Ю.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение от 03.01.2018 N90/011/101/2017-882 было принято с нарушениями норм Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Административного регламента, не соответствует нормативным правовым актам, а также нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами
Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, также, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав определены в статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации, что в совокупности с необходимостью указания всех причин, послуживших основанием для приостановления соотноситься с реализацией принципа правовой определённости.
Статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в нарушение данного пункта административного регламента в оспариваемом отказе административным ответчиком указано лишь на то, что право собственности у Порташ Ю.Ю. не возникло, без указания дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм государственный регистратор пришёл к данному выводу, а также без указания действий, которые должен был совершить административный истец в целях устранения причин отказа в совершении регистрационных действий. При этом, статья 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не содержит основания для приостановления регистрации и отказа в государственной регистрации в виде - не возникновения права собственности у заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Кроме того, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о том, что наличие в материалах административного дела двух уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 05.10.2017 за одним номером N90/011/101/2017-882, с разными основаниями приостановления и разными сроками приостановления - до 07.11.2017 и до 09.01.2018, суду не представляется возможным определить, принято ли оспариваемое решение об отказе в регистрации преждевременно или в установленный срок, в связи с чем суд пришёл к выводу о существенном нарушении прав истца вынесенным ответчиками решением.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 16 мая 2018 года по административному делу N2а-576/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.