Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прохорченко Юрия Григорьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилову Артему Павловичу о признании незаконным решения, возложении обязательства совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Прохорченко Юрия Григорьевича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 июля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прохорченко Ю.Г. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 апреля 2018 года N90/016/163/2017-887 об отказе в государственной регистрации; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Прохорченко Юрия Григорьевича о регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером N, площадью 135,8 расположенный по адресу: "адрес", мотивируя тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования "Индивидуальное жилищное строительство", согласно кадастровой выписке о земельном участке ограничений на нем нет. 21 декабря 2017 года истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, а также с заявлением о государственной регистрации права. К заявлениям был приложен технический план здания, квитанция об уплате государственной пошлины, выданная представителю доверенность, выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, выданная Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. 12 января 2018 года жилой дом поставлен на кадастровый учет, а 15 января 2018 года вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, в связи с тем, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено наложение обременений на земельный участок, на котором расположен жилой дом. А именно в границах архитектурно-планировочной зоны запрещено строительство объектов капитального строительства и иных объектов. 13 апреля 2018 года истцу отказано в государственной регистрации права собственности по тем же основаниям.
Истец считает оспариваемый отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку ограничений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных в границах архитектурно-планировочной зоны не установлено, в связи с чем, право собственности истца на жилой дом должно быть зарегистрировано на основании права собственности на земельный участок в порядке "дачной амнистии".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 июля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Прохорченко Юрия Григорьевича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Прохорченко Ю.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что ограничений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных в границах архитектурно-планировочной зоны не установлено законом.
В судебное заседание Прохорченко Ю.Г, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилов А.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на период возникших правоотношений).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прохорченко Ю.Г. является собственником земельного участка, площадью 270 кв.м, с кадастровым номером 90:25:030401:5, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования "Индивидуальное жилищное строительство".
21 декабря 2017 года Прохорченко Ю.Г, действуя через своего представителя, обратился в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилой дом общей площадью 135,8 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
К указанному заявлению были приложены в том числе: декларация об объекте недвижимости от 01 декабря 2017 года, выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от 28 июля 2017 года, технический план.
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 января 2018 года N90/016/163/2017-887 государственная регистрация была приостановлена до 13 апреля 2018 года, в связи с тем, что в ходе правовой экспертизы установлено, что на земельный участок с кадастровым номером N согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации наложено обременение. А именно, в границах архитектурно - планировочной зоны запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; 2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов. Таким образом, объект недвижимого имущества поступивший на государственную регистрацию права собственности не может быть зарегистрирован согласно пункту 2 статьи 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 апреля 2018 года N90/016/163/2017-887 Прохорченко Ю.Г. отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов следует, что сведения о зоне с особыми условиями использования - зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта внесены в ЕГРН 25 ноября 2017 года. Ввиду непредставления государственному регистратору и суду доказательств строительства жилого дома до создания зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории, решение государственного регистратора от 13 апреля 2018 года об отказе в государственной регистрации права основано на нормах действующего законодательства.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Частью 7 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что до 1 марта 2018 года основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются только технический план указанного объекта индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Согласно статье 8-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" применяются на территории Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, в срок до 1 марта 2018 года, а также на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)", "Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)" (расположенном в границах населенного пункта), "Объекты гаражного назначения (код 2.7.1)", "Ведение садоводства (код 13.2)", "Ведение дачного хозяйства (код 13.3)", предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.
Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующий объект не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке (часть 2 статьи 8-1).
В силу части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Законом Республики Крым от 07 июля 2017 года N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно -планировочной организацией территории" установлены особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно- планировочной организацией территории.
Сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 2 Закона N 409-ЗРК/2017).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 07 июля 2017 года N 409-ЗРК/2017 в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается:
1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов;
2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
Согласно части 3 указанной статьи запрет, указанный в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, не распространяется:
1) на объекты, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым или местного бюджета, а также объекты, реализуемые в рамках инвестиционных соглашений, при условии наличия документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Закона;
2) на объекты и территории, для которых требуется проведение срочных противоаварийных и (или) аварийно-восстановительных работ по решению соответствующей комиссии о ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
3) на объекты, имеющие особое социальное значение для Республики Крым.
Указанный Закон вступил в силу 23 июля 2017 года.
8 ноября 2017 года принято Постановление Совета министров Республики Крым N 582 "О создании зон с особой архитектурно - планировочной организацией территории", согласно которому указанная зона создана на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, имеющей особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность.
На запрос суда апелляционной инстанции Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым представлен ответ от 23 ноября 2018 года N67538/15, согласно которому 25 ноября 2017 года на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" наложены ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации в границах архитектурно-планировочной зоны.
Согласно декларации об объекте недвижимости строительство жилого дома было завершено 1 декабря 2017 года, то есть после создания зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории и внесения о ней сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Довод административного истца о том, что нахождение в указанной зоне испрашиваемого земельного участка, не является основанием для отказа государственной регистрации права собственности на жилой дом, не основан на законе.
Как следует из вышеуказанных норм, ввиду того, что земельный участок находится в границах архитектурно-планировочной зоны строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов запрещается.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 июля 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Прохорченко Юрия Григорьевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.