Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бушминой А.Е,
судей: Есыревой Е.В, Ворониной Т.А,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Воронина Сергея Игоревича на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2018 года по административному делу по административному иску Воронина Сергее Игоревича к инспектору по розыску РЭО ГИБДД МО МВД России "Павловский" Белову А.Е, ГУ МВД России по Нижегородской области о признании отказа в проведении регистрационных действий незаконными и об обязании выдать дубликат паспорта транспортного средства,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Воронин С.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском в обоснование, которого указал, что он 28 июня 2018 года обратился в Госавтоинспекцию РЭО ОГИБДД МО МВД РФ Павловский с заявлением N с просьбой выдать дубликат ПТС " "данные изъяты"", идентификационный номер (VIN): N, государственный регистрационный знак "данные изъяты", однако, на основании п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке регистрации ТС", с изменениями, внесенными приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в выдаче дубликата, поскольку не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий ТС при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме того, инспектор сослался на наличие запрета на регистрационные действия, наложенные постановлением судебного пристава-исполнителя Бухаровой Мариной Вячеславовной, в рамках исполнительных производств: N от ДД.ММ.ГГГГ и NИП, 10718/17/52040-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец не согласен с данным отказом, считает его не законным и не обоснованным, поскольку, согласно п.3 Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако, выдача дубликата ПТС не является регистрационным действием, информация ни о собственнике, ни о ТС не подлежит изменению, во-вторых, имеет место быть Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 года (ред. от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 N 6842), которое не регламентируется Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
В иске также указал, что на п. 9 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении, в связи, с чем неправомерные действия инспектора фактически лишают административного истца права использовать свое транспортное средства по назначению, кроме того, факт выдачи дубликата ПТС никоим образом не затрагивает интересы взыскателя по исполнительному производству N 10718/17/52040-ИП от 23.03.2017 года, а копии паспортов, выполненные любым способом, в том числе фотокопии или светокопии, не могут служить заменой подлинников паспортов, поскольку замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства в день его обращения, а в случаях, требующих проведения дополнительных проверок, решение о возможности замены паспорта принимается по их результатам в срок до 30 суток со дня поступления заявления, следовательно, инспектору по розыску РЭО ГИБДД МО МВД России "Павловский" необходимо было руководствоваться правилами, регламентирующими непосредственно выдачу дубликатов ПТС, а не совершении регистрационных действий, таким образом, имеет место несоответствие действий инспектора нормам права.
Административный истец Воронин С.И. просил суд: признать отказ в проведении регистрационных действий к заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ инспектора по розыску РЭО ГИБДД МО МВД Павловский Капитана полиции Белова А.Е. незаконными; обязать инспектора по розыску РЭО ГИБДД МО МВД Павловский Капитана полиции Белова А.Е. заявление Воронина С.И. N от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить и выдать дубликат ПТС " "данные изъяты"" VIN: N, государственный регистрационный знак "данные изъяты".
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Воронина Сергея Игоревича к инспектору по розыску РЭО ГИБДД МО МВД России "Павловский" Белову А.Е, ГУ МВД России по Нижегородской области о признании отказа в проведении регистрационных действий незаконными и об обязании выдать дубликат паспорта транспортного средства отказано.
В апелляционной жалобе Воронин С.И. просит отменить решение Павловского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2018 года, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ст.46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма права содержится в п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В п.3 ст.15 указанного федерального закона предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 07.12.2006 N 544-О разъяснено, что содержание, осуществление и защита права частной собственности регламентируются, прежде всего, гражданским законодательством. Беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 ГК Российской Федерации в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (п.3 ст.15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Обеспечивающее применение указанной нормы, предусматривающее обязанность юридических или физических лиц, за которыми зарегистрированы транспортные средства, в случае прекращения их права собственности на данные транспортные средства, в том числе при продаже автомобиля, снять их с регистрационного учета, не может быть истолковано как нарушающее конституционные права граждан, поскольку само по себе направлено на обеспечение и защиту прав и охраняемых законом имущественных интересов граждан - как отчуждающих, так и приобретающих автомототранспортное средство, отвечает требованиям справедливости, является соразмерным конституционно закрепленным целям. Следовательно, данное положение с учетом правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан.
На основании п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении.
Согласно п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:... наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, 9. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются.
Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.
Копии паспортов, выполненные любым способом, в том числе фотокопии или светокопии, не могут служить заменой подлинников паспортов.
В соответствии с п. 10 Положения дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси таможенными органами - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию после 01 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07 августа 2008 года; подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства во всех остальных случаях.
В выдаваемом паспорте в разделе "Особые отметки" производится запись "Дубликат. Выдан взамен ПТС (ПШТС)" и указываются серия, номер и дата выдачи оригинала паспорта и последующих выданных дубликатов, если ранее производилась замена паспорта.
Замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства в день его обращения, а в случаях, требующих проведения дополнительных проверок, - решение о возможности замены паспорта принимается по их результатам в срок до 30 суток со дня поступления заявления.
С учетом вышеизложенных положений норм, выдача дубликата паспорта транспортного средства является регистрационным действием с транспортным средством, а согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами при наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28 июня 2018 года Воронин С.И. обратился в Госавтоинспекцию РЭО ОГИБДД МО МВД РФ Павловский с заявлением N, в котором просил выдать дубликат ПТС " "данные изъяты"", идентификационный номер (VIN): N, государственный регистрационный знак "данные изъяты".
28 июня 2018 года инспектор по розыску РЭО ГИБДД МО МВД России "Павловский" Белов А.Е. отказал в выдаче дубликата в отношении вышеуказанного автомобиля на основании п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации ТС", с изменениями, внесенными приказом МВД России от 20.03.2017 N 139, поскольку не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий ТС при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме того, инспектор сослался на наличие запрета на регистрационные действия, наложенные судебным приставом-исполнителем Бухаровой Мариной Вячеславовной, в рамках исполнительных производств: N от ДД.ММ.ГГГГ и NИП, 10718/17/52040-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий предоставленных инспектору по розыску РЭО ГИБДД МО МВД России "Павловский" Белову А.Е. и не нарушает права, свободы и законные интересы Воронина С.И. Порядок принятия оспариваемого решения был соблюден.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке.
Согласно подпункту "д" пункта 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции", Госавтоинспекция входит в состав полиции. В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711, в полномочия Госавтоинспекции входит, в частности, регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Пунктом 49 указанных Правил установлено, что взамен утраченных или непригодных для пользования регистрационных документов, паспортов транспортных средств на зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов выдаются новые документы.
В графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" новых паспортов транспортных средств делается запись о сериях, номерах, датах выдачи утраченных или непригодных для пользования паспортов с указанием выдавших их организаций- изготовителей, или регистрационных подразделений, или таможенных органов Российской Федерации, которая заверяется подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения.
Таким образом, замена утраченных или непригодных для пользования регистрационных документов, паспортов транспортных средств влечет изменение регистрационных данных, вносимых в новые документы, выдаваемые взамен утраченных. Таким образом, выдача дубликатов ПТС взамен утраченных представляет собой совершение регистрационных действий, производимых в рамках оказания государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Довод апелляционной жалобы Воронина С.И. о том, что отказ в выдаче дубликата ПТС нарушает его право, как собственника автомашины, пользования ею, правового значения для рассмотрения дела не имеет.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предоставляет судебному приставу-исполнителю право применять к должнику меры принудительного исполнения (ст. 68 Закон), к которым относится, в том числе, запрет на совершение регистрационных действий с автотранспортным средством.
В данном случае инспектор РЭО ГИБДД МО МВД России "Павловский" Белов А.Е, отказывая в выдаче Воронину С.И. дубликата ПТС, действовал во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий в отношении принадлежащего Воронину С.И. транспортного средства.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении административным истцом обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 03 августа 2018 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронина Сергея Игоревича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.