Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Печенкиной Н.А,
судей Давыдовой В.Е, Марченко А.А,
при секретаре Кутыреве П.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2018 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Озерского городского округа Челябинской области на решение Озерского городского суда Челябинской области от 13 сентября 2018 года по иску администрации Озерского городского округа Челябинской области к Грачевой Ларисе Павловне о признании недействительными оснований регистрации права, признании недействительным зарегистрированного права собственности, исключении записи о регистрации права собственности, о сносе самовольной постройки.
Заслушав доклад судьи Печенкиной Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца -администрации Озерского городского округа Челябинской области и третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Яковлевой Т.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Баровского И.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Озерского городского округа Челябинской области обратилась в суд с иском к Грачевой Л.П, в котором просила признать недействительными основания для регистрации права собственности Грачевой Л.П. на объект недвижимости - летнюю кухню с верандой площадью 10,3 кв.м с кадастровым номером ***, расположенную по адресу: ***, признать недействительным зарегистрированное право собственности ответчика на этот объект недвижимости, исключить из ЕГРН запись о праве собственности ответчика на него и обязать ответчика снести данный объект как самовольную постройку.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Грачева Л.П. с 1999 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** площадью 421 кв.м, расположенного по адресу: ***,
предоставленного ей для расширения приквартирного земельного участка.
На этом земельном участке Грачева Л.П. самовольно построила летнюю кухню с верандой, 10 января 2018 года было зарегистрировано её право собственности на этот объект без получения разрешения на строительство.
Основанием для регистрации послужило выданное заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа заключения Лепилиной Т.А. на объект вспомогательного заключения. Между тем, на вышеназванном земельном участке отсутствует какой-либо основной объект недвижимости, то есть летняя кухня не является объектом вспомогательного назначения, Лепилина Т.А. не является должностным лицом, а Управление не является органом местного самоуправления, то есть подобные заключения давать было не вправе. Летняя кухня с верандой построена без получения разрешения на строительство, является самовольной постройкой и подлежит сносу.
Представитель истца - администрации Озерского городского округа Челябинской области и третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области Яковлева Т.Е. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик Грачева Л.П. в судебное заседание не явилась, её представитель Баровский И.Г. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, ссылаясь на то, что летняя кухня с верандой построена в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица - Управления имущественных отношения администрации Озерского городского округа Яременко Н.Е. в судебном заседании суда первой инстанции полагала, что иск является обоснованным.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении заявленных администрацией Озерского городского округа Челябинской области исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе администрация Озерского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что построенная ответчиком летняя кухня с верандой требовала предварительного получения разрешения на строительство, летняя кухня с
верандой не является сооружением вспомогательного использования, на предоставленном в аренду ответчику для расширения приквартирного участка земельном участке отсутствует другое (основное) здание ответчика, для обслуживания которого создан спорный объект.
При регистрации права собственности на летнюю кухню с верандой ответчиком было предоставлено заключение на объект вспомогательного назначения, подписанное заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области Лепилиной Т.А, о том, что объект является сооружением вспомогательного использования. Указывает на то, что заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области не является должностным лицом, а Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области не является органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу подобных заключений. Полагает, что указанное заключение, подписанное неуполномоченным лицом, не может быть законным основанием для регистрации права собственности на самовольную постройку.
Для получения разрешения на строительство требовалось получение разрешения на условно разрешенный вид использования через процедуру публичных слушаний, администрация ответчику никаких разрешений не выдавала. Полагает, что арендатор в одностороннем порядке изменил вид разрешенного использования земельного участка.
Ответчик Грачева Л.П, представители третьих лиц -Управления имущественных отношения администрации Озерского городского округа, Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственником квартиры N *** является Грачева Л.П. (л.д.60). Указанный
дом расположен на земельном участке с кадастровым номером *** площадью 880 +/- 10 кв.м, имеющим вид разрешенного использования: для размещения приквартирного земельного участка, собственником которого также является Грачева Л.П. (л.д.67-69).
Постановлением главы г. Озерска Челябинской области от 07 июля 1999 года N 1845 Грачевой Л.П. был предоставлен в аренду сроком на 10 лет смежный с вышеназванным земельный участок с кадастровым номером *** (л.д.70) площадью 312 +/- 7 кв.м, имевшим вид разрешенного использования: под расширение приквартирного земельного участка (л.д.64-66)
На основании данного постановления 16 июля 1999 года между администрацией города Озерска Челябинской области (арендодатель) и Грачевой Л.П. (арендатор) был заключен договор N 3044 о предоставлении участка с кадастровым номером *** в аренду. По условиям данного договора арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 421 кв.м, расположенный по адресу: г. ***, кадастровый номер *** сроком на 10 лет для расширения приквартирного земельного участка, в связи с переходом права собственности на квартиру и приквартирный земельный участок, аренда зарегистрирована в установленном законом порядке (л.д.23-26).
26 декабря 2017 года Грачевой Л.П. заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа было выдано заключение, в котором перечислены в том числе вышеназванные обстоятельства, указано, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** примыкают друг к другу по одной меже, имеют единое разрешенное использование, на одном земельном участке расположен основной объект недвижимости -квартира, а на втором вспомогательный объект недвижимости - летняя кухня с верандой в виде одноэтажного здания с размерами в плане 3x3 метра с пристроенной верандой с размерами в плате 2x3 метра без подвала, на столбчатом фундаменте, деревянное, с оконными проемами и входной дверью, с двухскатной кровлей. К зданию летней кухни с верандой подведены инженерные коммуникации. В заключении указано, что в связи с принадлежностью указанного объекта к виду сооружений пониженного уровня ответственности; отсутствием необходимости получения разрешительной документации на строительство (п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ); наличием основного объекта недвижимого имущества - трехкомнатной квартиры в двухквартирном жилом доме, по отношению к которому объект - здание летней кухни с верандой -является вспомогательным; здание летней кухни с верандой возведено в границах приквартирного земельного участка; невозможностью самостоятельного использования для иной деятельности, сделан вывод об отсутствии необходимости получения разрешения на
ввод объекта в эксплуатацию, а также о возможности регистрации права собственности на данный объект недвижимости в упрощенном порядке (л.д.21).
27 декабря 2017 года кадастровым инженером Кобелевым А.Н. был подготовлен технический план здания (л.д.11-18).
10 января 2018 года Грачевой Л.П. на основании технического плана объекта недвижимости было зарегистрировано право собственности на нежилое здание - летнюю кухню с верандой площадью 10,3 кв.м, расположенную по адресу: ***, кадастровый номер *** (л.д. 61-63).
Постановлением главы Озерского городского округа Челябинской области от 15 мая 2018 года N 1101 Грачевой Л.П. предоставлено разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером *** (территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3), расположенного в районе жилого дома по ул. ***, для размещения дворовой постройки - летняя кухня с верандой (л.д.86). Данное постановление опубликовано в газете "Озерский вестник" N 30 от 24 мая 2018 года (л.д.90).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции учел, что на момент рассмотрения спора постановлением главы Озерского городского округа Челябинской области от 15 мая 2018 года N 1101 Грачевой Л.П. предоставлено разрешение на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером *** (территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3), расположенного в районе жилого дома по ул. ***, для размещения дворовой постройки - летняя кухня с верандой. Также указал на то, что истцом не представлено доказательств того, какие конкретно права и законные интересы муниципального образования нарушены созданной ответчиком спорной постройкой.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия не усматривает оснований не соглашаться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые,
производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Законом возможность сноса самовольной постройки связана не с формальным соблюдением требований о получении разрешения ее строительства, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Из искового заявления следует, что истец не оспаривал несоответствие спорного здания требованиям строительных норм и правил, в результате которых создана угроза жизни и здоровью, истец ссылался на то, что возведенная ответчиком летняя кухня с верандой не является зданием, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство.
Составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения и жилых пристроек являются также вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания (сараи, гаражи, бани, колодцы и т.п.), следующие судьбе главной вещи (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом" различного рода хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.п.) являются подсобными строениями и составляют с домом единое целое.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ,
подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в частности в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу приведенных положений закона критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию.
Земельный участок с кадастровым номером *** по договору аренды предоставлен ответчику для расширения приквартирного земельного участка. На праве собственности истцу принадлежат приквартирный земельный участок с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования которого позволяет осуществление строительства хозяйственных построек.
Действительно, на земельном участке с кадастровым номером *** расположено строение "летняя кухня с верандой", жилого строения на указанном земельном участке не имеется. Однако такой объект - квартира N *** расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, видом разрешенного использования которого является размещение приквартирного земельного участка, а видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** - "расширение приквартирного земельного участка". Данные земельные участки примыкают друг к другу по одной меже, фактически используются одним и тем же лицом.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с системным толкованием указанных норм, под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки, за исключением основного здания (например, жилого
дома на земельном участке, принадлежащем гражданину), которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер, например сарай, баня, летняя кухня, беседка, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.
Доказательств того, что летняя кухня с верандой является основным объектом недвижимого имущества, а по отношению к квартире N *** не выполняет вспомогательную функцию, в материалы дела не представлено.
То обстоятельство, что указанное строение расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, само по себе не свидетельствует об обоснованности доводов истца о том, что летняя кухня с верандой не является строением вспомогательного использования.
Размещение на земельном участке с кадастровым номером *** хозяйственных построек, с учетом вида разрешенного использования участка, не запрещено. Земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен для расширения земельного участка с кадастровым номером ***, соответственно земельный участок с кадастровым номером *** имеет тот же вид разрешенного использования, что и земельный участок с кадастровым номером ***. Таким образом, ответчиком возведена спорная постройка на земельном участке, вид разрешенного использования которого не запрещал возводить объекты вспомогательного назначения, предназначенного для обслуживания жилого здания и следующие судьбе главной вещи. Следовательно, в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером *** вышеуказанного объекта - "летняя кухня с верандой", выполняющего вспомогательную функцию по отношению к основному объекту - квартире N ***, не требовалась.
Как следует из материалов дела, ответчик обращалась с соответствующим заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа, в заключение заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа указано на отсутствие необходимости получения разрешения строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также о возможности регистрации права собственности на данный объект недвижимости в упрощенном порядке (л.д.21).
Впоследствии право собственности на строение "летняя кухня с верандой" было зарегистрировано на основании договора о предоставлении участков в пользовании на условиях аренды от 16 июля 1999 года, технического плана здания от 27 декабря 2017 года.
Постановлением главы Озерского городского округа Челябинской области от 15 мая 2018 года N 1101, как верно учтено судом первой инстанции, Грачевой Л.П. предоставлено разрешение на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером *** (территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3), расположенного в районе жилого дома по ул. ***, для размещения дворовой постройки - летняя кухня с верандой.
Истец не представил в материалы дела доказательства того, что сохранение указанной постройки, возведенной на земельном участке с кадастровым номером ***, нарушает его права и законные интересы, учитывая цели предоставления ответчику названного земельного участка с кадастровым номером ***, доступ на который осуществляется с земель общего пользования через земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчику.
В связи с указанным доводы апелляционной жалобы о том, что построенная ответчиком летняя кухня с верандой требовала предварительного получения разрешения на строительство, летняя кухня с верандой не является сооружением вспомогательного использования, на предоставленном в аренду ответчику для расширения приквартирного участка земельном участке отсутствует другое (основное) здание ответчика, для обслуживания которого создан спорный объект, для получения разрешения на строительство требовалось получение разрешения на условно разрешенный вид использования через процедуру публичных слушаний, администрация ответчику никаких разрешений не выдавала, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у истца материально-правового интереса относительно внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности ответчика на объект недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании недействительными основания для регистрации права собственности Грачевой Л.П. на объект недвижимости - летнюю кухню с верандой площадью 10,3 кв.м с кадастровым номером ***, расположенную по адресу: ***, недействительным зарегистрированного права собственности ответчика на
этот объект недвижимости, исключении из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на него.
Указание в апелляционной жалобе на то, что заключение заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа, не может быть законным основанием для регистрации права собственности на самовольную постройку, поскольку подписано неуполномоченным лицом, не опровергают правильности выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о сносе вышеуказанной постройки.
Кроме того, из содержания заключения заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа следует, что оно составлено на основании Положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 07 декабря 2011 года, в соответствии с которым на Управление возложены функции по подготовке и выдаче разрешений на строительство.
Согласно подпунктам 21 и 22 пункта 23 Положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области, утвержденного Решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 07 декабря 2011 года N 199 управление в соответствии с основными задачами осуществляет прием и проверку наличия документов, необходимых для оформления разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; осуществляет оформление и организует выдачу разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства или готовит документы об отказе с указанием причин отказа в рамках своей компетенции. Управление возглавляет начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа, который руководит его деятельностью (пункты 26, 27 Положения).
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что арендатор в одностороннем порядке изменил вид разрешенного использования земельного участка, несостоятельна, поскольку цель предоставления ответчику названного земельного участка "для расширения приквартирного участка", целевое назначение земельного участка при возведении строения вспомогательного характера не нарушено.
Оснований для его отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Озерского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.