Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Шовгуровой Т.А. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Шургаевой Л.Н,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хонгорова В.Л, Шунгурова В.А, Стоянова Э-Г.В, Илишкина А.Н, Стрючковой А.Л, Годаева П.О. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным действия по подаче заявления об учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности восстановить кадастровый учет земельного участка по апелляционной жалобе истцов на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2018г.
Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Хонгорова В.Л, представителя истца Хонгорова В.Л. Доногруппова Н.А, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Хойнова Г.А, судебная коллегия
установила:
Хонгоров В.Л, Шунгуров В.А, Стоянов Э-Г.В, Илишкин А.Н, Стрючкова А.Л. и Годаев П.О. обратились в суд с указанным административным иском, указывая на следующие обстоятельства. Они являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "Данные изъяты". Считают, что административным ответчиком нарушены их права собственников придомового земельного участка. Со дня сдачи дома выдан технический паспорт застройки домового участка в 1986г, где его площадь составляла 4859 квадратных метров. В 2016г. Хонгоровым В.Л. проведены межевые работы по уточнению границ и местоположения земельного участка и регистрация в Росреестре с кадастровым номером "Данные изъяты". В результате межевых работ площадь придомового земельного участка составила 3358 кв.м, сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости 2 июня 2016г. В октябре 2017г. для постановки на учет получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой, площадь земельного участка изменилась и составила 1300 кв.м. без придомового участка (только под домом). По сведениям регистрирующего органа уменьшение площади земельного участка произошло на основании заявления Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 16 июня 2017г. об учете изменений объекта - земельного участка. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, административный ответчик направил данное заявление без созыва и проведения общего собрания жильцов их многоквартирного дома. На земельном участке расположен не только двор дома, но и детская площадка, деревья, скамейки. Правовых оснований для уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" не имелось.
Просили суд: признать действие Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в подаче в регистрирующий орган заявления от 16 июня 2017г. об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" под многоквартирным жилым домом N "Данные изъяты" по ул. "Данные изъяты" об уменьшении площади земельного участка с 3358 кв.м. до 1300 кв.м. незаконным; обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия восстановить кадастровый учет земельного участка "Данные изъяты" от 2 июня 2016г. - придомового земельного участка площадью 3358 кв.м.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2018г. в удовлетворении исковых требований Хонгорова В.Л, Шунгурова В.А, Стоянова Э-Г.В, Илишкина А.Н, Стрючковой А.Л. и Годаева П.О. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят оспариваемое решение отменить, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применения норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении их требований. Не соглашаясь с выводом суда о пропуске ими срока обращения в суд, указывают на то, что первоначально административное исковое заявление было подано в суд 28 апреля и 17 мая 2018г. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства о направлении ответа прокуратуры республики на обращение всем истцам, ответ был направлен только Хонгорову В.Л. По существу иска в жалобе приводятся те же доводы, что и в исковом заявлении. Истцы считают, что правовых оснований для уменьшения площади земельного участка не имелось, незаконные действия Министерства нарушают права всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме N "Данные изъяты" по ул. "Данные изъяты".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд исходил из того, что истцами пропущен предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срок обращения в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) государственных органов.
С указанными выводами суда следует согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 7 статьи 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворения административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока, согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ, возложена на административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: "Данные изъяты", который расположен на земельном участке с кадастровым номером "Данные изъяты".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 2 июня 2016г. N "Данные изъяты" площадь указанного земельного участка составляет 3358+/-20 квадратных метров, земельный участок относится к ранее учтенным.
Между тем по сведениям, изложенным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 5 октября 2017г, площадь того же земельного участка составляет 1300+/- 13квадратных метров.
Согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия" от 6 февраля 2018г. N 08-0376, изменение площади земельного участка произошло в связи с подачей 16 июня 2017г. Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и межевого плана от 7 июня 2017г.
Указанный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка и во исполнение постановления Мэрии г.Элиста Республики Калмыкия от 29 декабря 2009г. N 2180 "Об утверждении проекта планировки центральной части г.Элиста".
8 февраля 2017г. глава администрации г.Элиста обратился в прокуратуру Республики Калмыкия с заявлением о незаконном проведении Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия кадастровых работ по уточнению площади земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "Данные изъяты", в результате чего площадь земельного участка увеличилась с 1425 кв.м. до 3358 кв.м.
По итогам прокурорской проверки в адрес министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия внесено представление N "Данные изъяты" от 9 марта 2017г. об устранении нарушений градостроительного законодательства, во исполнение которого, министру надлежало принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства путем исправления ошибки, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости.
19 марта 2018г. жильцы дома N "Данные изъяты" по ул. "Данные изъяты", в том числе административные истцы, обратились в Управление Генеральной прокуратуры по Южному федеральному округу, прокуратуру Республики Калмыкия с заявлением о проверке действий прокуратуры по вынесению указанного представления, нарушающего, по мнению заявителей, их права на пользование и владение земельным участком.
Таким образом, о предполагаемом нарушении права административным истцам стало известно с момента их обращения с заявлением в Управление Генеральной прокуратуры по Южному федеральному округу (19 марта 2018г.), поскольку данное заявление содержит ссылку на ответ Филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия" от 6 февраля 2018г. об изменении площади земельного участка по обращению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Элистинский городской суд Республики Калмыкия 7 сентября 2018г, т.е. по истечении установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока, что, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо доводов об уважительности причин пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенных прав административные истцы ни в исковом заявлении, ни в заседании суда первой инстанции не привели.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о пропуске истцами срока обращения в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Из протокола судебного заседания следует, что причины пропуска истцами срока давности обращения в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) государственных органов выяснялись судом первой инстанции в ходе судебного заседания, вывод о пропуске истцами срока обращения в суд без уважительных причин надлежащим образом мотивирован в решении.
Доводы жалобы о том, что административные истцы неоднократно обращались в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, не могут быть приняты во внимание.
Так, исковые заявления истцов об оспаривании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия действительно поступали в Элистинский городской суд Республики Калмыкия, но не были приняты к производству и возвращены определениями судей по различным основаниям. Сами же по себе факты обращения в суд с исковым заявлением не приостанавливают течения предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока.
Ссылка в жалобе на получение ответа прокуратуры на заявление истцов от 19 марта 2018г. только Хонгоровым В.Л. несостоятельна, поскольку срок обращения в суд обоснованно исчислен судом с момента обращения истцов в Управление Генеральной прокуратуры по Южному федеральному округу, а не с момента получения ответа на это заявление.
Все иные приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу предъявленного иска не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку по делу установлено самостоятельное основание для отказа в удовлетворении исковых требований - пропуск истцами установленного законом срока обращения в суд.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено. Оспариваемое решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л.Лиджеева
Судьи Т.А.Шовгурова
Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.