Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника территориального отдела "Центральный" Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Целинном, Ики-Бурульском, Приютненском, Кетченеровском районах и г.Элиста Б.Э.Ф., поданную на вступившее в законную силу решение судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы Администрации Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Немашкалова П.В.,
установил:
постановлением врио начальника Территориального отдела "Центральный" Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Целинном, Ики-Бурульском, Приютненском, Кетченеровском районах и г.Элиста (далее - Территориальный отдел "Центральный" Управления Роспотребнадзора по РК) Б.Э.Ф. от 22 августа 2018 года глава Администрации Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Воробевское СМО РК) Немашкалов П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2018 года указанное постановление должностного лица изменено, назначенное Немашкалову П.В. наказание снижено до 5000 рублей.
В жалобе заместитель начальника Территориального отдела "Центральный" Управления Роспотребнадзора по РК Б.Э.Ф. просит решение суда отменить, постановление должностного лица от 22 августа 2018 года оставить без изменения. Ссылается на то, что при изменении Немашкалову П.В. размера наказания судьей неправильно применены положения ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, поскольку он привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 2 июля 2018 года (4 июля 2018 года с 13 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, 18 июля 2018 года с 11 часов 00 минут до 15 часов 00 минут фактическое нахождение на объекте) Территориальным отделом "Центральный" Управления Роспотребнадзора по РК проведена плановая проверка соблюдения Администрацией Воробьевского СМО РК экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами на полигоне ТБО (расположен ***), скотомогильнике (расположен ***), водоисточнике "***" (расположен ***), кладбище (расположено ***).
По результатам проверки 27 июля 2018 года должностным лицом Территориального отдела "Центральный" Управления Роспотребнадзора по РК составлен акт проверки, а 7 августа 2018 года - протокол об административном правонарушении, в соответствии с которыми в деятельности Администрации Воробьевского СМО РК выявлены нарушения положений Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", СанПин 2.1.2882-11 "Гигиеническое требование к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Выявленные факты нарушений требований законодательства Российской Федерации при сборе, накоплении и размещении отходов производства и потребления, не соблюдение экологических требований при обращении с отходами и ненадлежащий производственный контроль, послужили основаниями для привлечения главы Администрации Воробьевского СМО РК к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и вынесения врио начальника Территориального отдела "Центральный" Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия постановления от 22 августа 2018 года, с выводами которого согласился судья Приютненского районного суда Республики Калмыкия.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, обоснованно признанными достаточными для разрешения дела по существу, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая в порядке ст. 30.6 КоАП РФ жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, исходя из обстоятельств, связанных с имущественным положением лица, привлекаемого к административной ответственности, пришел к выводу о возможности применения положений п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ о назначении наказания менее минимального размера административного штрафа.
При этом согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Санкция ст.8.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В рассматриваемом случае положения ст.4.1 КоАП РФ не подлежали применению, поскольку Немашкалов П.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно ч.2 ст.30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 17 июля 2002 года N 13-П, от 11 мая 2005 года N 5-П) исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела, и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу п.3 ч.2 ст.30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 4 октября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главы Администрации Воробьевского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Немашкалова П.В, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника территориального отдела "Центральный" Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия в Целинном, Кетченеровском, Приютненском, Ики-Бурульском районах и г. Элиста Б.Э.Ф. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.