Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Ларионовой С.Г, Кандаковой Л.Ю.
при секретаре Гилевой К.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Присяч В.И. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 18 сентября 2018 года по иску Присяч Владимира Ивановича к Администрации Беловского городского округа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛА:
Присяч В.И. обратился с иском к Администрации Беловского городского округа, в котором просит признать за Присяч Владимиром Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на дом, расположенный по адресу: "адрес" общей площадью 57,1 кв.м. и жилой площадью 47,2 кв.м.
Требования мотивирует тем, что истцом, в июне 1994 года по договору купли - продажи виде расписки (была утеряна) был приобретен дом, расположенный по адресу "адрес" у ФИО2. С момента приобретения дома, а именно с 1994 года (более 15 лет) истец открыто и добросовестно владеет, и пользуется указанным домом, постоянно проживает в нем, осуществляет уход и содержание, проводит все виды ремонта и обслуживания, ведет приусадебное хозяйство, оплачивает все платежи. Сделку в установленном законом порядке оформить собирались позже, однако не успели, а в настоящее время это невозможно, так как местонахождение ФИО3 истцу неизвестно.
Согласно Решению облисполкома от 31.08.1957 года N 678 Бочатскому шахтостроительному Управлению треста "Беловоуголь" под жилищный поселок для Грамотеинских шахт был отведен земельный участок из земель колхоза имени Чкалова. В соответствии с домовой книгой, регистрация по месту жительства по адресу: "адрес" осуществлялась с 1961 года. Таким образом, спорный жилой дом, был построен на земельном участке, отведенном для этих целей угольному предприятию. В ходе эксплуатации дома по "адрес" требований о недопустимости строительства данного дома на земельном участке; несоответствия постройки параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; нарушение прав и охраняемые законом интересов других лиц или создание угрозы жизни и здоровью граждан ни кем заявлено не было. Указанное обстоятельство подтверждается заключением Управления архитектуры и градостроительства Администрации Беловского городского округа от 24.05.2018 года. Кроме того, согласно сведениям единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорный дом стоит на кадастровом учете, как ранее учтенный и имеет кадастровый N. Земельный участок по адресу "адрес" стоит на кадастровом учете и имеет кадастровый N, а также имеет статус "ранее учтенный", поскольку дом возведен ранее, то при определении правового режима домостроения, необходимо руководствоваться нормативными актами, действующими на момент его строительства.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 18 сентября 2018 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Присяч Владимира Ивановича к Администрации Беловского городского округа о признании права собственности - отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Присяч В.И. решение просит отменить, указывая доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Материалами дела установлено, что истец в июне 1994 года по договору купли-продажи приобретен дом, расположенный по адресу "адрес" у ФИО2. С момента приобретения дома, а именно с 1994 года истец открыто и добросовестно владеет, и пользуется указанным домом, постоянно проживает в нем, осуществляет уход и содержание, проводит все виды ремонта и обслуживания, ведет приусадебное хозяйство, оплачивает все платежи.
Указанная сделка надлежащим образом не оформлена. Письменный договор в виде расписки утерян.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что возведенное строение, расположенное по адресу: "адрес", имеет признаки самовольной постройки, в связи с этим, приняв во внимание отсутствие доказательств правомерности возведения строения и наличия прав на земельный участок, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Заявляя требования о признании права собственности в порядке приобретательной давности, истец должен доказать одновременное наличие всех признаков приобретательной давности (открытость, непрерывность, добросовестность) на протяжении 15 лет.
Добросовестность владения в соответствии с абзацем третьим пункта 15 Постановления N 10/22 означает, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Таким образом, добросовестность давностного владельца определяется на момент получения имущества во владение.
Действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу приобретательной давности (ст. 234 Гражданского кодекса РФ) и в связи с осуществлением самовольного строительства (ст. 222 Гражданского кодекса РФ).
Как указано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в ст. 234 Гражданского кодекса РФ условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Из предоставленных в материалы дела документов следует, что Шахта "Грамотеинская", а с 1994 г. Грамотеинское Шахтоуправление в различные годы получало разрешения Правительства СССР на получение земельного отвода под разработку месторождения угля и строительства жилья для рабочих.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.04.1952 г. пункт Грамотеино Беловского района был отнесен к категории рабочих поселков.
Из архивной выписки ГКУ "Государственный архив Кемеровской области" усматривается, что согласно приложению к решению облисполкома от 31.08.1957 г. N 678 Бачатскому шахтостроительному управлению треста "Беловуголь" под жилищный поселок для Грамотеинских шахт 1-2 был отведен земельный участок в постоянное пользование из земель колхоза им. Чкалова.
Из домовой книги дома, расположенного по адресу: "адрес" усматривается, что она ведется с 1961 года; с ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу зарегистрирована ФИО3.
Согласно техническому паспорту ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" филиал N2 БТИ г. Белово по состоянию на 21.11.2017 года жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", построен в "данные изъяты" году, имеет общую площадь 57,1 кв.м, жилую 42,7 кв.м. Площадь уточнена.
Согласно ответу филиала N 2 БТИ г. Белово N 385 от 01.08.2018 года, сведения о собственниках объекта недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", отсутствует. Регистрация собственников земельных участков в БТИ никогда не проводилось.
Из акта территориального управления пгт. Грамотеино Администрации Беловского городского округа от 06.08.2018 года следует, что Присяч Владимир Иванович занимает земельный участок по адресу: "адрес" (категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый N) и проживает в доме (кадастровый N), расположенном на данном земельном участке с 1994 г. по настоящее время.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.08.2018 года, жилой дом с кадастровым номером N, расположен по адресу: "адрес", виды разрешенного использования отсутствуют, сведений о собственнике не имеется.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.08.2018 года следует, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", имеет кадастровый N, категории - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования отсутствуют. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Из ответа МУ "КЗРиМИ г. Белово" от 24.08.2018 N 1571 следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 875 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", не предоставлялся. Сведения об отводе данного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в муниципальном учреждении "Комитет по земельным ресурсам и имуществу г. Белово" отсутствуют. В реестр муниципальной собственности не включен.
Таким образом, из материалов дела следует, что доказательств, подтверждающих предоставление в установленном законом порядке земельного участка по "адрес", под строительство дома, в деле не имеется. Следовательно, спорное строение возведено на земельном участке, не отведенном для этих целей. Учитывая, что земельный участок, на котором расположено домовладение, не принадлежит истцу на каком-либо вещном праве, а также принимая во внимание отсутствие разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию, суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении иска.
При таком положении право собственности на данное недвижимое имущество может быть приобретено не на основании ст. 234 ГК РФ, а в порядке ст. 222 ГК РФ, как на самовольную постройку.
В силу п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Так, исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса РФ и ст. 25 Земельного кодекса РФ, в качестве оснований могут выступать: акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения прав на землю; договоры и другие сделки, предусмотренные законом; приобретение земельного участка по основаниям, установленным законом.
Доводы апелляционной жалобы истца, в которой он выражает несогласие с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям ст. 234 Гражданского кодекса РФ, основаны на неверном толковании норм права в силу вышеприведенных обстоятельств.
Само по себе при этом указание ответчика на то, что земельный участок из земель колхоза им. Чкалова был отведен под жилищный поселок для Грамотеинских шахт в соответствии с решением облисполкома от 31.08.1957 года N 678, не может являться основанием для безусловного удовлетворения исковых требований, поскольку из материалов дела не следует, что жилой "адрес", расположен именно на данном земельном участке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Присяч В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Гордиенко А.Л.
Судьи: Ларионова С.Г.
Кандакова Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.