Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 декабря 2018 г. по делу N 33а-1378/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И,
судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 сентября 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований прапорщика запаса Лешана Виктора Васильевича о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком исключения истца из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Лешана В.В. в обоснование поданной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Тена С.В, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом командира войсковой части N от 17 мая 2018 г. N 29-С Лешан В.В, уволенный в апреле того же года с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава воинской части с 20 мая 2018 г.
Лешан В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что жильем не обеспечен, его выслуга лет подсчитана неверно, пенсионное дело не было направлено в финансовый орган для подсчета выслуги лет, а медицинские документы для прохождения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) перед увольнением с военной службы были оформлены неправильно. Поэтому он просил признать названный приказ незаконным, а также признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных Лешаном В.В. требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование автор жалобы указывает, что у командования не имелось оснований для его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части без заключения ВВК. Кроме того, в приказе командира войсковой части N об исключении его из списков личного состава воинской части и личном деле неверно указана выслуга лет, медицинские документы, содержащиеся в личном деле, сфальсифицированы. Также истец обращает внимание, что документы, которые необходимо подавать при постановке на жилищный учет, были выданы ему спустя два месяца после того, как он обратился с соответствующим заявлением. Однако данные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания, что привело к ошибочному выводу о законности действий командира воинской части.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Гарнизонным военным судом установлено, что Лешан В.В, имеющий выслугу военной службы свыше 10 лет, будучи уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на основании оспариваемого приказа командира войсковой части N от 17 мая 2018 г. N 29-С был исключен из списков личного состава воинской части.
Согласно имеющимся в материалах дела рапорта Лешана В.В. от 27 марта 2018 г. и листа беседы истец был согласен с увольнением с военной службы по данному основанию с оставлением в списках нуждающихся в получении жилого помещения.
При этом из решения заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 июня 2018 г. N 78 следует, что Лешан В.В. до исключения из списков личного состава воинской части соответствующих документов для постановки его на жилищный учет в управление жилищного обеспечения не подавал.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Запрет на исключение уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части в отсутствие его согласия на это в силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, предусмотрен лишь в случае необеспечения его денежным, вещевым и продовольственным обеспечением.
Между тем судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что перед исключением из списков личного состава воинской части Лешан В.В. был обеспечен причитающимися видами довольствия и ему были предоставлены положенные отпуска.
Таким образом, препятствий для исключения Лешана В.В. из списков личного состава воинской части не имелось, в связи с чем вывод суда о законности приказа командира войсковой части N от 17 мая 2018 г. N 29-С, который был издан во исполнение приказа о его увольнении с военной службы, является верным.
Вопреки доводам автора жалобы наличие (либо отсутствие) заключения ВВК не влияет на законность исключения его из указанных списков. Кроме того, как видно из материалов дела заключением врачебно-летной комиссии филиала N 1 Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. Лешан В.В. признан не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Что же касается утверждения Лешана В.В. о том, что в оспариваемом приказе командира войсковой части N об исключении из списков личного состава воинской части неверно указана его выслуга лет, то судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пп. 14 и 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Как видно из материалов дела перед предстоящим увольнением с Лешаном В.В. была проведена беседа, в ходе которой ему была объявлена его выслуга лет, которая по состоянию на 27 марта 2018 г. составляла 11 лет 5 месяцев. При этом истец каких-либо жалоб или просьб к командованию по ее исчислению не имел.
При таких обстоятельствах, поскольку произведенный до увольнения истца с военной службы расчет выслуги лет не был признан незаконным, то оснований считать, что в приказе командира войсковой части N от 17 мая 2018 г. N 29-С неверно указана выслуга лет Лешана В.В, не имеется.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не относится к компетенции суда, в связи с чем обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На правильность данного вывода не влияет то обстоятельство, что документы, которые необходимо подавать при постановке на жилищный учет, были выданы истцу спустя два месяца после того, как он обратился с соответствующим заявлением.
Действия должностных лиц, касающиеся увольнения истца с военной службы, а также правильности оформления его личного дела, на что делается ссылка в апелляционной жалобе, предметом рассмотрения в суде первой инстанции не являлись, а поэтому в силу ч. 3 ст. 308 КАС РФ соответствующие требования не могут быть приняты и рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 сентября 2018 г. по административному исковому заявлению Лешана Виктора Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.