Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1423/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и представителя командира войсковой части N - Громовой А.В. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2018 г, которым частично удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта запаса Варлакова Романа Владимировича об оспаривании действий командующего Черноморским флотом, связанных с увольнением с военной службы, действий командира войсковой части N, связанных с порядком расчёта выслуги лет на пенсию, обеспечения вещевым имуществом, производства выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток, действий филиала Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба", связанных с невыплатой командировочных расходов и денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, решения 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений, объяснения представителя командующего Черноморским флотом - Щербина А.С, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа подполковника юстиции Горевого А.А, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Варлаков Р.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- приказ командующего Черноморским флотом от 21 июня 2018 г. N 201 в части касающейся его увольнения с военной службы;
- действия командира войсковой части N, связанные с расчётом выслуги лет на пенсию;
- бездействие командира войсковой части N, связанное с ненаправлением в филиал Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба" выписок из приказа командующего Черноморским флотом на выплату денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в период с 20 сентября по 19 октября 2016 г. к мероприятиям, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;
- действия командира войсковой части N, связанные с порядком обеспечения его всесезонным комплектом полевого обмундирования по требованию-накладной от 9 июля 2018 г. N 455 по завышенным ценам;
- решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 мая 2018 г. N 193/сев в части принятия на жилищный учёт 6 декабря 2017 г.;
- действия начальника филиала Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба", связанные с невозмещением расходов, понесенных на проезд к месту исполнения обязанностей военной службы, в размере 397 руб. 50 коп, и невыплатой денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в период с 20 сентября по 19 октября 2016 г. к мероприятиям, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Кроме того, административный истец просил суд обязать:
- командующего Черноморским флотом отменить оспоренный им приказ об увольнении с военной службы;
- командира войсковой части N произвести соответствующий расчёт выслуги лет на пенсию, обеспечить его вещевым имуществом в полном объёме, обеспечить реализацию права на отдых,
- начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации изменить в решении от 3 мая 2018 г. N 193/сев дату принятия на учет на 14 декабря 2015 г.;
- начальника филиала Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба" возместить расходы, понесенные на проезд к месту исполнения обязанностей военной службы, выплатить денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в период с 20 сентября по 19 октября 2016 г. к мероприятиям, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворён частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с необеспечением истца вещевым имуществом личного пользования в полном объёме и обязал указанное должностное лицо обеспечить его предметами вещевого имущества на сумму денежных средств, состоящей из разницы между ценами выданных Варлакову Р.В. предметов вещевого имущества всесезонного комплекта полевого обмундирования по требованию-накладной от 9 июля 2018 г. N 455 по 2 категории и ценами предметов вещевого имущества этого комплекта по 1 категории.
Кроме того, суд признал незаконными действия филиала Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба", связанные с невозмещением Варлакову Р.В. расходов на проезд к месту исполнения обязанностей военной службы и обязал начальника этого филиала возместить Варлакову Р.В. расходы на проезд в размере 397 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и указывает, что он исключён из списков личного состава 29 июля 2018 г. без проведения полного обеспечения денежным довольствием и вещевым обеспечением. Варлаков Р.В. утверждает, что он обращался к командованию с рапортами по вопросам выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха и расчёта выслуги лет, однако должностные лица воинской части целенаправленно их не рассматривали. При этом, по мнению административного истца, суду по данным обстоятельствам необходимо было допросить свидетелей.
Кроме того, в жалобе административный истец выражает несогласие с выводом суда о том, что он не обжаловал действия жилищного органа, связанные с непринятием его на жилищный учёт, так как он обращался к начальнику жилищного органа и в прокуратуру, полагает, что незаконно уволен с военной службы, так как не был обеспечен жилым помещением, согласия на увольнения с военной службы без обеспечения жильём не давал.
В дополнениях к апелляционной жалобе Варлаков Р.В. просит принять к производству суда новые требования.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы анализирует отдельные положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и делает вывод, что не предусмотрено изменение стоимости материальных запасов, учтённых в финансовом органе в зависимости от отнесения к той или иной категории. При этом расчёт по вещевому имуществу Варлакова Р.В. произведён установленным порядком на основании сведений об их стоимости, которые поступают в воинскую часть из финансового органа. Представитель административного ответчика указывает, что обеспечение административного истца вещевым обеспечением было произведено в соответствии с законодательством по фактической стоимости, определённой финансовым органом на день исключения Варлакова Р.В. из списков личного состава воинской части.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N административный истец просит апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N оставить без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу административного истца представитель командующего Черноморским флотом просит апелляционную жалобу административного истца оставить без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционных жалобах и дополнениях к апелляционной жалобе административного истца доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 3 ст. 308 КАС Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Поэтому содержащиеся в дополнениях к жалобе Варлакова Р.В. требования о возложении обязанности на филиал Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба" пересчитать его выслугу лет, а также признать его исключение из списков личного состава воинской части незаконным, которые в гарнизонном военном суде не заявлялись и не рассматривались, не подлежат рассмотрению судебной коллегией окружного военного суда.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 данного пункта.
Согласно пункту 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
В случаях, когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.
По делу установлено, что Варлаков Р.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в г. "адрес", где он обеспечен служебным жилым помещением.
6 декабря 2017 г. Варлаков Р.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по месту прохождения военной службы.
Оснований для изменения даты принятия на жилищный учёт не имеется, так как соответствующие заявление административного истца поступило в жилищный орган 6 декабря 2017 г.
В июне 2018 г. административный истец изменил форму жилищного обеспечения на жилищную субсидию.
3 апреля 2018 г. Варлаков Р.В. подал рапорт, в котором указал, что новый контракт о прохождении военной службы он заключать не намерен и дал согласие на увольнение с военной службы.
В этот же день с истцом была проведена беседа в связи с предстоящим увольнением с военной службы по истечению срока контракта, в ходе которой он просил уволить его с военной службы с обеспечением его постоянным жильём.
Приказом командующего войсками Черноморским флотом от 21 июня 2018 г. N 201 Варлаков Р.В. уволен с военной службы по истечению срока контракта о прохождении военной службы с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что подача истцом 3 апреля 2018 г. рапорта свидетельствует о том, что он имел желание быть уволенным с военной службы по указанному основанию.
При указанных обстоятельствах препятствий к изданию приказа об увольнении истца, обеспеченного служебным жильем, с военной службы по истечению срока контракта до предоставления жилья у командования не имелось.
Согласно пункту 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счёт основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные пп. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учётом положений ст. 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учётом требований, изложенных в Порядке учёта служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путём его увеличения за счёт присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
Как следует из приведённых положений Федерального закона, за период привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащему предоставляется дополнительное время отдыха (п. 1 ст. 11), а за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утверждённым Министром обороны Российской Федерации, - дополнительные сутки отдыха (п. 3 ст. 11).
При этом денежная компенсация может выплачиваться по желанию военнослужащего только вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с перечнем, утверждённым Министром обороны Российской Федерации, а её выплата вместо дополнительного времени отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени законом не предусмотрена.
Кроме того, о желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае его непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путём его увеличения за счёт присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом.
В соответствии с пунктами 12 и 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачёту в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Вопреки доводам жалобы, по делу правильно установлено, что рапорт о предоставлении Варлакову Р.В. дополнительных суток отдыха административный истец командованию не подавал.
Как видно из материалов дела, перед предстоящим увольнением с военной службы Варлакову Р.В. объявлена его выслуга лет на военной службе, которая по состоянию на 10 мая 2018 г. составляла 27 лет 9 месяцев 4 дня, а на дату исключения с военной службы 21 год 10 месяцев 28 дней. При этом истец каких-либо жалоб или просьб к командованию по ее исчислению не имел.
Утверждение административного истца в жалобе о том, что он обращался к командованию с рапортами по вопросам выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха и расчёта выслуги лет, являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела. При этом ходатайств о допросе в судебном заседании свидетелей Варлаков Р.В. не заявлял.
Кроме того, правильность указанного расчёта выслуги лет была подтверждена после увольнения с военной службы истца военным комиссариатом г. Севастополя.
Согласно пункту 2 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 Норм снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006г. N 390 военнослужащим при первичной и последующей выдаче предметы вещевого имущества выдаются новыми.
По делу установлено, что 9 июля 2018 г. Варлаков Р.В. получил по требованию-накладной N 455 предметы вещевого имущества всесезонного комплекта полевого обмундирования 2 категории, то есть имеющие степень износа. Однако стоимость полученных вещей указана как за новое имущество.
Следовательно, вопреки доводам жалобы представителя административного ответчика, суд правомерно признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с необеспечением истца вещевым имуществом в полном объёме и обязал указанное должностное лицо обеспечить его предметами вещевого имущества на сумму денежных средств, состоящей из разницы между ценами выданных Варлакову Р.В. предметов вещевого имущества всесезонного комплекта полевого обмундирования по требованию-накладной от 9 июля 2018 г. N 455 по 2 категории и ценами предметов вещевого имущества этого комплекта по 1 категории.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб административного истца и представителя административного ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2018 г. по административному исковому заявлению Варлакова Романа Владимировича оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца и представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.