Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1446/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 28 июня 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика запаса Логвиненко Игоря Анатольевича об оспаривании действий командующего 58 общевойсковой армией и командира войсковой части N, связанных с увольнением административного истца с военной службы, исключением его из списков личного состава воинской части, и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа подполковника юстиции Горевого А.А, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом командующего N общевойсковой армией от 26 ноября 2016 г. N 78 Логвиненко И.А. уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Приказом командира войсковой части N от 21 апреля 2017 г. N 79 с/ч Логвиненко И.А. исключен из списков личного состава воинской части.
Логвиненко И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил названные приказы, просил обязать командование их отменить, восстановить его на военной службе, обеспечить денежным довольствием за период необоснованного увольнения, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Логвиненко И.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Административный истец обращает внимание на то, что своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания не давал, об этом же свидетельствует и его просьба, выраженная в листе беседы, проведенной 19 июля 2016 г, а также рапорт от 29 декабря 2016 г, в котором он просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения жильем.
Логвиненко И.А. считает преждевременным приказ об увольнении его с военной службы, поскольку принятое жилищным органом решение от 10 марта 2017 г. N 11/5 об отказе в принятии его на жилищный учет признано незаконным, а он принят на такой учет с 25 октября 2016 г. При этом командованию войсковой части N в октябре 2016 года было известно о том, что его документы, необходимые для принятия на жилищный учет, находятся на рассмотрении в жилищном органе.
Административный истец указывает на то, что судом не дана правовая оценка законности оспариваемого им приказа командира войсковой части N от 21 апреля 2017 г. N 79 с/ч, этот приказ судом не исследовался и в материалах дела отсутствует.
Получение жилищной субсидии уже после исключения из списков личного состава воинской части, по мнению Логвиненко И.А, не исключает обязанности суда восстановить его на военной службе, поскольку остается нарушенным его право на обеспечение служебным жильем или денежной компенсацией за наем жилого помещения до получения указанной субсидии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель командующего N общевойсковой армией просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
То есть, законодательством установлен запрет на увольнение военнослужащих указанной категории при отсутствии их согласия лишь при условии нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Кроме того, данные требования Федерального закона связывают необходимость обеспечения жилым помещением лишь с вопросом увольнения военнослужащих указанной категории с военной службы.
Напротив, процедура исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части связана с необходимостью обеспечения уже уволенного военнослужащего положенными видами довольствия. Этот вывод следует из п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которому военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Логвиненко И.А, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, на основании заключения военно-врачебной комиссии от 24 декабря 2015 г. признан ограничено-годным к военной службе.
25 декабря 2015 г. он обратился к командованию с рапортом об увольнении его с военной службы по указанному основанию. 19 июля 2016 г. с ним проведена беседа, в ходе которой он согласился с увольнением с военной службы, указав, что на жилищном учете не состоит, при этом выразил желание быть принятым на такой учет до исключения из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о принятии на жилищный учет и необходимые для этого документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Между тем, как следует из вступившего в законную силу решения Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 15 июня 2017 г, в жилищный орган с заявлением о принятии на учет Логвиненко И.А. обратился лишь 26 сентября 2016 г, т.е. спустя девять месяцев со дня появления у него безусловного основания увольнения с военной службы.
При этом 26 октября 2016 г. жилищным органом было сообщено командиру войсковой части N о том, что вопрос о принятии истца на жилищный учет не разрешен, ввиду непредоставления последним необходимых для этого документов.
Принимая во внимание тот факт, что Логвиненко И.А. на жилищном учете не состоял, а обеспечение жилым помещением связывал с вопросом исключения из списков личного состава воинской части, препятствий для увольнения Логвиненко И.А. с военной службы по имевшемуся у него основанию у командования не имелось.
Данный вывод подтверждается рапортом от 29 декабря 2016 г, в котором Логвиненко И.А. уже после увольнения его с военной службы по прежнему настаивает на обеспечении его жильем до исключения из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах последующее принятие Логвиненко И.А. на жилищный учет в судебном порядке на законность увольнения его с военной службы не влияет.
К тому же в мае 2018 года Логвиненко И.А. перечислена жилищная субсидия, тем самым государство исполнило обязательство по обеспечению его жилым помещением.
Оснований для разрешения вопроса обеспечения истца денежной компенсацией за наем жилого помещения за период, предшествовавший предоставлению ему жилищной субсидии, в данном деле не имеется.
На основании п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" этот вопрос, при наличии к тому необходимых оснований, может быть разрешен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовая оценка законности приказа командира войсковой части N от 21 апреля 2017 г. N 79 с/ч об исключении истца из списков личного состава воинской части дана в дополнительном решении суда от 18 октября 2018 г. Поскольку каких-либо нарушений, связанных с обеспечением положенными видами довольствия, судом первой инстанции не установлено и сведений об этом в апелляционной жалобе не содержится, оснований для признания незаконным данного приказа командования у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 307, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 28 июня 2018 г. по административному исковому заявлению Логвиненко Игоря Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.