Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1457/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков - Канчукова И.А. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 6 сентября 2018 г, которым частично удовлетворены заявленные требования капитана запаса Магомедова Назима Абдухаликовича об оспаривании бездействия жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области (далее - Пограничное управление), связанного с нерассмотрением вопроса о принятии истца совместно с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя административных ответчиков - Канчукова И.А. в обоснование жалобы, административного истца и его представителя Шабанова Х.Я, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Магомедов Н.А. через представителя обратился в суд с заявлением, в котором оспорил бездействие жилищной комиссии Пограничного управления, а также ее решение от 15 мая 2018 г, оформленное протоколом N 5, об отказе в принятии его сыновей, 2008 и 2013 г.р, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства в "адрес", в составе его семьи.
Кроме того, Магомедов Н.А. просил признать незаконным отказ председателя жилищной комиссии рассмотреть на заседании жилищной комиссии его рапорт от 1 июня 2018 г. о принятии сыновей на жилищный учет.
В связи с этим Магомедов Н.А. просил обязать жилищную комиссию и ее председателя рассмотреть поданные им обращения по вопросу принятия его сыновей на жилищный учет.
Решением суда административный иск удовлетворен частично.
Бездействие жилищной комиссии Пограничного управления и ее председателя, связанное с нерассмотрением на заседании жилищной комиссии обращений истца по вопросу принятия истца с учетом членов его семьи на жилищный учет признано незаконным. На жилищную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии членов семьи истца на жилищный учет для обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Он обращает внимание на то, что в июле 2017 года Магомедов Н.А. был переведен по службе из Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан в Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, при этом члены его семьи - супруга и двое детей к новому месту службы истца не прибывали.
Автор жалобы также указывает на то, что супруга административного истца является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при этом от одновременного перевода с супругом к новому месту службы она отказалась.
Представитель ответчиков также обращает внимание на то, что в предоставленное Магомедову Н.А. по новому месту службы служебное жилое помещение члены его семьи не вселялись, несмотря на наличие в Пограничном управлении такой возможности.
Кроме того, автор жалобы приводит судебную практику и иные доводы, сводящиеся к невозможности принятия на жилищный учет членов семьи военнослужащего в случае если они совместно с ним не проживают.
Он полагает ошибочным вывод суда о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии не содержит выводов об отказе в принятии на жилищный учет членов семьи истца.
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков дополнительно пояснил, что решение принято жилищной комиссией в строгом соответствии с действующими в органах федеральной службы безопасности Правилами, которые не предусматривают возможности одновременного принятия военнослужащего на жилищный учет и отказа в принятии на учет членов его семьи.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца - Шабанов Х.Я. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Аналогичные положения содержатся в Правилах организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила), утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590.
Так, пунктами 7, 9, 10 Правил предусмотрено, что по итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 54 ЖК РФ. Решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 ст. 54 ЖК РФ.
Эти требования нормативных правовых актов жилищной комиссией Пограничного управления соблюдены не были.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что административный истец проходил военную службу по контракту с 1994 года. В июле 2018 года он уволен с военной службы по возрасту и 10 августа 2018 г. исключен из списков личного состава воинской части.
В январе 2018 года (повторно в апреле 2018 года) Магомедов Н.А. обратился в жилищную комиссию с просьбой о принятии его с семьей (он, супруга, двое сыновей), всего четыре человека, на жилищный учет с целью обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в "адрес".
Из оспариваемого решения жилищной комиссии видно, что вопрос о принятии на жилищный учет в отношении самого истца разрешен, он принят на учет с приведением соответствующих положений ст. 51 ЖК РФ.
Вместе с тем, несмотря на изложение обстоятельств, связанных с членами семьи административного истца, решение относительно принятия их на жилищный учет либо об отказе в этом, применительно к требованиям ст. 51, 54 ЖК РФ, жилищным органом не принято и в протоколе заседания жилищной комиссии отсутствует.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о необходимости повторного рассмотрения жилищной комиссией вопроса о принятии членов семьи истца на жилищный учет в составе семьи истца.
Мнение представителя командования о недопустимости одновременного изложения в протоколе жилищной комиссии решения о принятии на жилищный учет самого военнослужащего и отказе в принятии на учет членов его семьи, основано на ошибочном понимании требований законодательства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Поскольку жилищным органом решение относительно принятия членов семьи истца на жилищный учет, по сути, не принято, суждение в решении суда относительно возможности принятия их на жилищный учет, равно как доводы жалобы об этом, в рамках настоящего дела являются преждевременными.
Вместе с тем это обстоятельство в силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ не является основанием для отмены правильного по существу решения суда по одним лишь формальным соображениям.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 6 сентября 2018 г. по административному исковому заявлению Магомедова Назима Абдухаликовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.