Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г,
судей коллегии Мочаловой Н.В, Ощепкова Н.Г,
при секретаре Кречмаровской Ю.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Юнусова В.М. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 октября 2018 года, которым его административное исковое заявление к МИФНС N 1 России по ЯНАО о признании невозможной ко взысканию задолженности по пени в связи с истечением установленного срока взыскания оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В, пояснения административного истца Юнусова В.М, представителя МИФНС N России по ЯНАО Соколовой Е.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юнусов В.М. обратился в суд с административным иском к МИФНС России N 1 по ЯНАО о признании невозможной ко взысканию задолженности по пени в связи с истечением установленного срока взыскания. В обоснование указал, что 01 июня 2018 года в "Личном кабинете" на портале Госуслуг отобразилась его задолженность по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 85235.51 руб, из которых 59204 руб. - недоимка по НДФЛ, образовавшаяся в 2014 году, пени - 26031.51 руб. После обращения к административному ответчику за разъяснением ему стало известно, что недоимка по налогу образовалась после продажи квартиры в 2013 году. Налоговая декларация по НДФЛ формы 3-НДФЛ за отчетный налоговый период - 2013 года, была им подана в налоговый орган 28 апреля 2014 года, срок уплаты данного налога - до 15 июля 2014 года. Недоимку по НДФЛ он уплатил в 2018 году в полном размере. Полагал, что пени в сумме 26031.51 руб. образовались не вине налогоплательщика, а поскольку сумма недоимки по налогу образовалась в 2014 году, то на принудительное взыскание пени срок истек. Налоговый орган в установленные законом срок не предпринимал мер по взысканию как недоимки по налогу, так и пени, требований об уплате налога, пени ему не выставлял, в связи с чем отраженная задолженность по уплате пеней в сумме 26031.51 руб. в настоящее время является безнадежной ко взысканию.
В судебном заседании административный истец Юнусов В.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель МИФНС России N 1 по ЯНАО Соколова Е.Ю. в судебном заседании возражала на удовлетворении административного иска.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе административный истец Юнусов В.М. просил решение отменить, оспаривалвыводысудапервойинстанции, указав, чтоналоговым органом пропущен срок для взыскания пени на сумму недоимки, а добровольная оплата недоимки по налогу не влечет течение нового срока по уплате пени.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника МИФНС России N 1 по ЯНАО Захаров Д.В. полагал решение суда законным.
Проверив материалы дела, заслушав административного истца Юнусова В.М, настаивавшего на доводах жалобы, представителя МИФНС N 1 России по ЯНАО Соколовой Е.Ю, полагавшей решение законным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 апреля 2014 года административным истцом в МИФНС России N 1 по ЯНАО подана декларация формы 3-НДФЛ с указанием суммы налога, подлежащего уплате за 2013 год в размере 59204 руб. (л.д.17-24 том 1).
Налоговым органом 02 мая 2014 года в адрес административного истца направлено налоговое уведомление N 5393 о выплате налога в сумме 59204 руб. (л.д.39 том 1).
27 ноября 2014 года в адрес административного истца налоговым органом направлено требование N 73253 об уплате налога в указанном выше размере, а также пени в сумме 2035.15 руб, с установлением добровольного срока исполнения до 09 декабря 2014 года (л.д.41 том 1).
По требованию на 19 ноября 2015 года N 20257 недоимка по НДФЛ у административного истца также составляла 59204 руб, пени 2035.15 руб. (л.д.40 том 1).
30 июля 2018 года сумма недоимки по НДФЛ административным истцом в размере 59204 руб. административным истцом погашена в полном размере (л.д.12 том 1).
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункты 1,2 статьи 44 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Сумма налога, подлежащая уплате, определяется налогоплательщиком исходя из данных, содержащихся в налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (статья 80 НК РФ).
Согласно статье 69 Налогового Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5 данной статьи).
Правила, предусмотренные в пункте 8 названной статьи, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также штрафа и пеней.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Согласно пунктам 2,3 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе и в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", указанным в пункте 51, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в налоговый орган налогоплательщиком (административным истцом) представлена налоговая декларация за отчетный налоговый период (2013 год).
Исходя из данных, содержащихся в налоговой декларации, административному истцу подлежал уплате налог на доходы физического лица в сумме 59204 руб, который уплачен 30 июля 2018 года в полном размере, чем административным истцом был нарушен установленный законодательством срок для уплаты налога после выставления налоговым органом административному истцу соответствующих требований об уплате налога.
Однако требования на 27 ноября 2014 года N 73253 и на 19 ноября 2015 года N 20257 содержали и требования по обязательствам налогоплательщика уплатить пени в сумме 2035.15 руб, на 5 октября 2018 года задолженность по пеням составила 23996.36 руб, в связи, с чем общая сумма задолженности по пеням составила 26031.51 руб..
Таким образом, в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физического лица срок выставления требований об уплате пеней не истек.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление обоснованно оставлено без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда служить не могут.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.