Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В,
судей Сидорова В.В, Суслова К.К,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В,
при секретаре Ткач И.И,
с участием прокурора Руденко М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Козаева Э.П. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 4 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Сочи, действующий в интересах Апостола А.М, обратился в суд с иском к администрации г. Сочи и министерству труда и социального развития Краснодарского края, в котором просит суд включить Апостола А.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае, с даты подачи заявления, т.е. с 25 мая 2017 г.; обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения для Апостола А.М. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
В обоснование требований указано, что Апостол А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 10 июля 2017 г. N 989-жс отказано во включении Апостола A.M. в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае, ввиду достижения им 23-летнего возраста. Однако прокурор полагает, что Апостол A.M. не смог реализовать свое право на получение жилого помещения в связи с бездействием законного представителя, в то время как наличие у Апостола А.М. подобного права подтверждено вступившим в законную силу судебным постановлением.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 4 октября 2018 г. требования прокурора.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Апостол А.М, представитель администрации г. Сочи, представитель министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие, отложении слушания дела не просили. Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора Руденко М.В, полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Апостол А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен.
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 10 июля 2017 г. N 989-жс отказано во включении Апостола A.M. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае, в связи с достижением им 23-летнего возраста.
При этом, как установилсуд первой инстанции, в указанный список Апостол A.M. не включен по причине бездействия органов опеки и попечительства, так как до 18,5 лет Апостол А.М. находился на полном государственном обеспечении и его законными представителями, в силу семейного законодательства Российской Федерации, являлись органы опеки и попечительства. Право на получение жилого помещения Апостолу А.М. разъяснено не было.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 13 октября 2017 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2018 г. подтверждено право Апостола A.M. на получение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного фонда как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно части 3 статьи 8 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии со статьями 2, 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.м.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, невыполнение, а равно ненадлежащее выполнение государственными органами, на которых возложена обязанность по защите прав и законных интересов социально незащищенной категории детей-сирот, своих обязанностей, не может повлечь утрату Апостолом A.M. права на реализацию предусмотренных законом льгот.
Учитывая, что Апостол A.M. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, не имеет закрепленного за ним жилья, не имеет места жительства и регистрации, поскольку он своевременно не реализовал свое право на предоставление жилого помещения и не был поставлен на учет, он имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже нормы представления.
Согласно положению о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240 министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Исходя из требований статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 4 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Козаева Э.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.