Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. на вступившие в законную силу решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 13.04.2018 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.05.2018
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "Управляющая компания "Алгоритм",
установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 21.09.2017 N 250 ООО "Управляющая компания "Алгоритм" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 13.04.2018 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.05.2018 решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 13.04.2018 оставлено без изменения, жалоба заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. - без удовлетворения.
В жалобе заместитель главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипов А.И. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
ООО "Управляющая компания "Алгоритм", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче надзорной жалобы, возражений относительно доводов жалобы не представило.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации определяется порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с лесной декларацией "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ООО "Управляющая компания "Алгоритм", являющееся арендатором по договору аренды лесного участка от "Дата обезличена" "Номер обезличен" (с учетом дополнительного соглашения от "Дата обезличена"), заявило, что с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" использует леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке "Адрес обезличен", в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с п. 63 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от "Дата обезличена" "Номер обезличен", проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.
19.07.2017 лесничим - руководителем Лопыдинского участкового лесничества ГУ "Локчимское лесничество" Казаковым А.Л. в отсутствие представителя арендатора был произведен осмотр мест рубок согласно лесной декларации от 22.03.2016.
По результатам осмотра мест порубок составлены акты N 1 и N 2 от 19.07.2017.
Согласно актам N 1 и N 2 были выявлены нарушения:
- оставление не вывезенной в срок древесины в объёме 10 кбм. и 10 кбм. соответственно (п. 12 п.п. "з" Правил заготовки древесины);
- оставление на месте рубки древесины на период пожароопасного сезона без отделения противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м в объёме 10 кбм и 10 кбм соответственно (п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах);
- хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины без удаления коры и обработки пестицидами в объеме 10 кбм и 10 кбм соответственно (п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах).
Указанные в актах проверки обстоятельства подтверждены фототаблицей.
21.08.2017 лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса) - руководителем Лопыдинского участкового лесничества ГУ "Локчимское лесничество" Казаковым А.Л. в отношении юридического лица ООО "Управляющая компания "Алгоритм" составлены протоколы N 4л-12-2017 и N 1л-12-2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а также протоколы N 3л-12-2017 и N 6л-12-2017 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, за выявленные лесонарушения, указанные в актах осмотра лесосеки за N 1 и N 2 от 19.07.2017.
Определениями старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. от 25.08.2017 в одно производство объединены протоколы от 21.08.2017 N 4л-12-2017 и N 1л-12-2017 по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а также в одно производство объединены протоколы от 21.08.2017 N 3л-12-2017 и N 6л-12-2017 по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
21.09.2017 по результатам рассмотрения указанных протоколов заместителем старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осиповым А.И. вынесено постановление N 250 о назначении административного наказания, по которому юридическое лицо ООО "Управляющая компания "Алгоритм" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением от 21.09.2017 N 251 юридическое лицо ООО "Управляющая компания "Алгоритм" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Указанное постановление обжаловано ООО "Управляющая компания "Алгоритм" в суд, жалоба ООО "Управляющая компания "Алгоритм" оставлена без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 24.03.2018.
Факт нарушений лесного законодательства юридическим лицом ООО "Управляющая компания "Алгоритм" подтверждается актами осмотра лесосеки от 19.07.2017, ведомостями пробных площадей от 19.07.2017 и фотосъемкой.
Нарушения, указанные в постановлениях от 21.09.2017 N 251 и от 21.09.2017 N 250 выявлены в одно и то же время, на территории одного участка лесного фонда, арендованного ООО "Управляющая компания "Алгоритм" по одному договору аренды; данные нарушения обнаружены в ходе проведения единого мероприятия по контролю соблюдения лесного законодательства при осуществлении использования лесов, зафиксированы одним актом от 19.07.2017. Рассмотрение дел подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу.
Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и жалобу на решение Корткеросского районного суда Республики Коми, исследовав обстоятельства по делу и применив нормы права, судьи пришли к выводу о необходимости прекращения производства по настоящему делу в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), поскольку по одному и тому же факту совершенного бездействия ООО "Управляющая компания "Алгоритм" уже привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 КоАП РФ) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд вышестоящей инстанции наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ), либо изменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение (п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве возможность исправления, допущенных на предыдущих стадиях судопроизводства нарушений применительно к процедуре возобновления производства, предусмотрена пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ и возможна только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, положения приведенных норм, не предусматривают возможность отмены или изменения вступившего в законную силу решения или постановления, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого велось производство по делу.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустим.
Кроме того, на момент рассмотрения надзорной жалобы срок давности привлечения ООО "Управляющая компания "Алгоритм" к административной ответственности истек, а в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи вопрос о виновности ООО "Управляющая компания "Алгоритм" и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, после истечения срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 13.04.2018 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 23.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО "Управляющая компания "Алгоритм" оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.