Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Хапачевой Р.А,
судей: Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В,
при секретаре судебного заседания - Добриной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Ароева ФИО14 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
первоначальный иск Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к Ароеву ФИО15 удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "адрес" в целях размещения объекта капитального строительства: "адрес"
Определить выкупную цену за изымаемый земельный участок в размере "данные изъяты" рублей, в размер подлежащего выплате возмещения также включить убытки, связанные с изъятием земельного участка в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении встречного иска Ароева ФИО16 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края произвести выкуп земельного участка с кадастровым номером N, площадью "адрес" и выплатить Ароеву А.И. возмещение за земельный участок в размере рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рубля, отказать.
Взыскать с Ароева ФИО17 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В, объяснения представителя ответчика Ароева А.И. - Баско А.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Дудник Е.Н. и представителя администрации МО "Яблоновского городское поселение" Метревели А.Т, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в суд с иском к Ароеву А.И. об изъятии земельного участка для государственных нужд, "данные изъяты"
Просило суд изъять для государственных нужд Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес" в целях размещения объекта капитального строительства: "адрес" определить возмещение за изымаемый земельный участок в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского по доверенности Дудник Е.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик по первоначальному иску Ароев А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил исковые требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края оставить без удовлетворения.
При этом, Ароев А.И. обратился со встречным иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об изъятии для государственных нужд Краснодарского края земельного участка кадастровым номером: N площадью N кв.м расположенного по адресу: "адрес", "адрес", просил обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края внести изменения в п.п.4 Перечня земельных участков и объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных нужд Краснодарского края в целях строительства объекта "адрес" в Приложение к приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края, исключив "кадастровый номер изымаемого земельного участка N, площадью земельного участка, подлежащая изъятию N кв.м", заменив на "кадастровый номер изымаемого земельного участка N, площадь земельного участка, подлежащая изъятию N кв.м"; определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес" в размере N рубля, согласно экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ встречный иск принят к производству суда и объединен в одном производстве с первоначальным иском.
В ходе рассмотрения дела Ароев А.И. уточнил требования встречного иска и просил суд в удовлетворении исковых требований Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края отказать и обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края произвести выкуп земельного участка с кадастровым номером "адрес" и выплатить возмещение за земельный участок в размере рыночной стоимости в сумме "данные изъяты" рубля.
Представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Дудник Е.Н. в удовлетворении встречного иска просил отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации МО "Тахтамукайский район" Сообцокова С.А. в судебном заседании просила суд удовлетворить первоначальный иск Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и отказать в удовлетворении встречного иска Ароеву А.И.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ароев А.И. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края отказать, удовлетворив встречные исковые требования, в связи с неправильным применением норм материального права, а также неправильным определением обстоятельств дела. При вынесении судебного решения судом не принято во внимание то доказательство, что помимо красной линии по земельному участку, проходит охранная зона газопровода (259 кв.м), которая также ограничивает использование земельного участка.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2)строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В силу ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно ч. 6 ст. 56.3 ЗК РФ допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 15.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" резервирование земель, изъятие земельных участков для государственных нужд Краснодарского края осуществляется на основании решений, принятых в исключительных случаях, связанных со строительством, реконструкцией следующих объектов регионального значения объектов транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, за исключением объектов, указанных в пп. "а" настоящей части, - органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции в сфере дорожной деятельности.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что в связи с необходимостью размещения на территории МО "город Краснодар" объекта капитального строительства регионального значения (автомобильной дороги "адрес" истцом - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края".
Согласно п. 1 указанного приказа принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером N, обшей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", с видом разрешенного использования - для строительства пластмассового цеха, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", приобретенного ответчиком Ароевым А.И. для размещения пластмассового цеха, в целях размещения объекта: "адрес"
Судом исследованы находящееся в материалах дела постановление главы администрации МО "Яблоновское городское поселение" Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N и акт выбора земельного участка, утвержденный постановлением главы администрации МО "Тахтамукайский район" от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которыми место размещения объекта строительства соответствует документам территориального планирования: схеме территориального планирования Республики Адыгея, проекту планировки территории.
После принятия истцом приказа от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края", правообладатель подлежащей изъятию земельного участка - ответчик Ароев А.И. был уведомлен о принятом решении, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом N от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией почты России от ДД.ММ.ГГГГ об отправлении заказного письма ответчику Ароеву А.И. с простым уведомлением.
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
При этом под равноценным возмещением следует понимать выкупную цену земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.
С целью определения размера возмещения за изымаемые земельные участки по инициативе истца оценочной организацией "данные изъяты" проведена оценочная экспертиза рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" денежная сумма, подлежащая выплате в качестве возмещения, составила "данные изъяты" рублей, которая состоит из "данные изъяты" рублей рыночной стоимости изымаемого земельного участка и "данные изъяты" рублей - убытки, причиненные изъятием земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Ароев А.И. направил в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края мотивированный запрос об изъятии у него полностью земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, с видом разрешенного использования для строительства пластмассового цеха, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в ответ на запрос Ароева А.И. в адрес последнего направлено письмо N. N "О предоставлении информации" с приобщением документов относительно проекта планировки территории для размещения объекта " "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Министерством транспорта и дорожного хозяйств Краснодарского края представителю Ароева А.И. вручено письмо N, с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края, а также документов, обосновывающих существо предлагаемого соглашения, что подтверждается соответствующей рукописной записью в указанном письме.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в ответ на письменные запросы Ароева А.И. в адрес последнего направлен ответ N с приобщением запрашиваемых документов относительно проекта планировки территории для размещения объекта "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Ароев А.И. направил Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края письменные запросы с просьбой изъять у него весь земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв.м, с видом разрешенного использования для строительства пластмассового цеха, расположенного адресу: "адрес" "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края направило в адрес Ароева А.И. письмо N с указанием, что согласно п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости Ароевым А.И. не будет представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка расположенных на нем объектов недвижимости. Однако Ароев А.И. соглашение об изъятии земельного участка не подписал.
Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ограничении сервитутами и охранными зонами, которые указаны в документации планировке территории (проект межевания территории) для размете объекта - "адрес" невозможно использование по целевому назначению земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м, с видом разрешенного использования - для строительства пластмассового цеха, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно ответу Ассоциации саморегулируемой организации " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заключение кадастрового инженера ФИО10 не может считаться действительным по причине несоответствия документов, на основании которых кадастровый инженер составлял свое заключение и официально утвержденной документации по планировке территории. Часть земельного участка, площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" с кадастровым номером N, оставшаяся после изъятия, по окончании строительства может использоваться по целевому назначению - для строительства пластмассового цеха.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП " ФИО11".
В соответствии с заключением эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м по состоянию на дату оценки составляет "данные изъяты" рублей; рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м по состоянию на дату оценки составила "данные изъяты" рублей. При строительстве автодороги "адрес" использование по назначению земельного участка с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", после выдела из него земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" и образования земель общего пользования красной линии, нецелесообразно и практически невозможно.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП " ФИО11".
Согласно заключению дополнительной судебно-технической экспертизы рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м по состоянию на дату оценки составила "данные изъяты" рублей. При строительстве автодороги "адрес" земельного участка с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", после выдела из него земельного участка с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и образования земель общего пользования красной линии возникают убытки в виде реального ущерба (рыночная стоимость земельных участков в пределах красной линии N кв.м). Рыночная стоимость оцениваемого земельного участка в пределах красной линии, площадью N кв.м составила "данные изъяты" рублей. В отношении проходящего газопровода эксперт пришел к выводу о необходимости заключения соглашения об установлении сервитута с выплатой соразмерной платы за сервитут эксплуатирующей организацией "данные изъяты"
У судебной коллегии не имеется оснований не доверять выводам эксперта, изложенным в его заключении, поскольку доказательств, указывающих на недостоверность проведенного исследования, либо ставящих под сомнение выводы эксперта, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что указанное доказательство является допустимым и соответствует требованиям закона, следовательно, оно судом обоснованно принято за основу.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возможности изъятия земельного участка с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", для государственных нужд с определением его выкупной цены в размере "данные изъяты" рублей.
Вместе с этим, как установлено в судебном заседании при строительстве автодороги "адрес" земельного участка с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", после выдела из него земельного участка с кадастровым номером N общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и образования земель общего пользования красной линии возникают убытки у собственника Ароева А.И. в виде реального ущерба (рыночная стоимость земельных участков в пределах красной линии N кв.м). Рыночная стоимость оцениваемого земельного участка в пределах красной линии площадью N кв.м составила "данные изъяты" рублей.
Согласно ст.ст. 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода.
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 281 ГК РФ суд обоснованно пришел к выводу о включении в размер подлежащего выплате Ароеву А.И. возмещения убытков в указанном выше размере, поскольку они возникли вследствие изъятия у последнего земельного участка и образования в результате земель общего пользования в пределах красной линии площадью N кв.м.
При этом, по встречному исковому заявлению Ароева А.И. к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об обязании произвести выкуп земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", и выплатить Ароеву А.И. возмещение за земельный участок в размере рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рубля суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ Ароевым А.И. не представлено суду достаточных и убедительных доказательств, обосновывающих необходимость обязания Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края произвести выкуп всего земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и выплатить Ароеву А.И. возмещение за земельный участок в размере рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рубля.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы Ароева А.И. сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами, правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Ароева ФИО18 - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.А. Хапачева
Судьи: Е.Н. Козырь
Ш.В. Аутлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.