Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - Панеш Ж.К. и Шишева Б.А,
при секретаре ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования " "адрес"" на решение Майкопского районного суда от 29.10.2018, которым постановлено:
требование ФИО1 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2 к администрации муниципального образования "Краснооктярьское сельское поселение" о возложении обязанности на орган местного самоуправления предоставить жилое помещение но договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования " "адрес"" предоставить во внеочередном порядке инвалиду второй группы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на состав семьи 3 (три) человека ( ФИО1, ребенок-инвалид ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по договору социального найма в жилищном фонде муниципального образования " "адрес"" благоустроенное жилое помещение не менее установленной нормой предоставления жильё в муниципальном образовании " "адрес"" с учетом права на дополнительную площадь ФИО1 и ФИО2.
Заслушав доклад председательствующего судьи ФИО11, пояснения представителя ответчика администрации муниципального образования " "адрес"" ФИО8 (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца ФИО1 - ФИО4 (по доверенности), полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 к администрации муниципального образования " "адрес"" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование указала, что является инвалидом II группы бессрочно, страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения. Её несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - ребенок-инвалид, также страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения.
Вместе со своей семьей постоянно проживают по договору найма по адресу: "адрес". Другого жилья не имеют.
С заявлением о разъяснении и предоставлении во внеочередном порядке истец ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, администрацию муниципального образования " "адрес"" и администрацию муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение". ДД.ММ.ГГГГ получила ответ заместителя главы администрации муниципального образования " "адрес"" о том, что администрация не наделена полномочиями давать разъяснения по вопросам. Полагает, действия ответчика, который не намерен предоставлять ей жильё по договору социального найма во внеочередном порядке незаконными и нарушающими её права.
Просила суд обязать администрацию муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" во внеочередном порядке предоставить ей на состав семьи три человека (она, дочь, сын ребенок-инвалид), по договору социального найма в жилищном фонде муниципального образования благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 75 м2 (с учетом права каждого инвалида на дополнительную жилую площадь в размере 15 м2).
В суде первой инстанции истец и её представитель поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования " "адрес"" возражал против удовлетворения иска, просил отказать.
Представители ответчика администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" и заинтересованного лица Министерства труда и социального развития в суд не явились.
Суд постановилвышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация муниципального образования " "адрес"", оспаривая решение суда, просит его отменить и принять новое, которым полностью отказать в удовлетворении требований. Полагает, что истец и её несовершеннолетний сын правом на дополнительную жилую площадь не обладают. Кроме того, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства администрация муниципального образования " "адрес"" не является надлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав участников судебного разбирательства, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер взаимоотношений сторон и, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу об удовлетворения иска.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Из материалов дела следует, что согласно соглашению о передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования " "адрес"" в сфере жилищных отношений в администрацию муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" последней переданы полномочия по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Предоставление жилых помещений лиц, поставленных на учет администрацией муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" осуществляется администрацией муниципального образования " "адрес"".
Истец ФИО1 администрацией муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение", действующей в пределах своих полномочий, поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ составом три человека: ФИО1, 1978 г.р, сын ФИО2, 2012 г.р, дочь ФИО3, 2017 г.р. (л.д.18).
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" N от ДД.ММ.ГГГГ семья признана малоимущей.
ФИО1 является инвалидом второй группы бессрочно, страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ФКУ "ГБ МСЭ по РА" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N МСЭ-2013 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении инвалидности, заключением ВК N от ДД.ММ.ГГГГ выданного ГБУ ЗРА "АРКПД" (л.д.21,23).
Сын истицы ФИО2 является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ФКУ "ГБ МСЭ по РА" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N МСЭ-2013 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ, заключением ВК N от ДД.ММ.ГГГГ выданного ГБУ ЗРА "АРКПД" (л.д.22,24).
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, к которым относится ФИО1 и ее несовершеннолетний сын ФИО2 действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы ответчика - администрации муниципального образования " "адрес"" о том, что он является ненадлежащим ответчиком, несостоятелен.
Также несостоятелен довод ответчика о том, что ФИО1 с членами семьи правом на внеочередное предоставление жилого помещения, не обладает.
Допрошенный в суде первой инстанции председатель ВК ФИО9 пояснил, что у ФИО1 заболевание под кодом, дающим право на внеочередное предоставление жилого помещения и на дополнительную жилую площадь, а у несовершеннолетнего сына истца - ФИО2 - под кодом, дающим право на предоставление дополнительной жилой площади.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" N от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" N от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" N от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Nн, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Nн.
Как установилсуд, заболевание, которым страдает ФИО1 включено в Перечни заболеваний, утвержденные Приказами Минздрава России Nн и Nн, а ФИО1 - в перечень Nн, исходя из чего сделал вывод о том, что истица с несовершеннолетним сыном- инвалидом, страдающим заболеванием, дающим право на дополнительную жилую площадь и малолетняя дочь истицы имеют право претендовать на жилое помещение во внеочередном порядке и дополнительную жилую площадь.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО11
судьи Ж.К. Панеш
Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.