Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - ФИО4,
судей - Панеш Ж.К. и Шишева Б.А,
при секретаре - ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 - ФИО3 на решение Майкопского городского суда от 24.10.2018, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о признании незаконным распоряжения главы администрации муниципального образования " "адрес"" N-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с составом семьи 4 (четыре) человека в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании администрации муниципального образования " "адрес"" поставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с составом семьи 4 (четыре) человека на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи ФИО4, пояснения представителя истца ФИО2 - ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение представителя ответчика администрации муниципального образования " "адрес"" ФИО8, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась с иском к администрации муниципального образования " "адрес"" о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на жилищный учет.
В обоснование указала, что зарегистрирована и постоянно проживает в квартире, общей площадью 32 кв.м, жилой площадью 17,8 кв.м, принадлежащей на праве собственности ее супругу - ФИО9 В указанной квартире зарегистрированы и проживают истица, супруг и их дети: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь ФИО11 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, а так же дочь супруга от первого брака ФИО11 Валерия, ДД.ММ.ГГГГ г.р. На каждого члена семьи приходится по 6,4 кв.м, что ниже учетной нормы, установленной в муниципальном образовании для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. ФИО1 является ребенком-инвалидом, имеет ряд тяжелейших заболеваний, органические поражения ЦНС. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истица обратилась в Администрацию муниципального Образования " "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ФИО1 является ребенком-инвалидом (справка МСЭ-2013 N выдана ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ "ГБ МСЭ по РА" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ), страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения (заключение ВК N выданного ГБУ ЗРА "АРКПД" о ДД.ММ.ГГГГ).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п. 2 4.1 ст. 54 ЖК РФ.
Просила указанное распоряжение не соответствуеющим требованиям закона и обязать ответчика поставить её и членов семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В суде первой инстанции истец и её представитель поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования " "адрес"" возражал против удовлетворения иска, просил отказать ввиду необходимости подтверждения статуса малоимущей семьи при постановке на жилищный учет по приведенному истцом основанию.
Представитель третьего лица оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Суд постановилвышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2, оспаривая решение суда, просит его отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что судом неправильно применены и неверно истолкованы нормы материального права. Отмечает, что Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не ставит в зависимость право ребенка-инвалида на обеспечение жилым помещением от имущественного положения. При наличии нескольких оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданин по своему выбору может быть принят на учет по одному из оснований или по всем основаниям. Семья ФИО2, как имеющая ребенка-инвалида, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний, должна быть принята на жилищный учет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников судебного разбирательства, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец, ФИО2 со своей семьей проживает в квартире общей площадью 32 кв.м, принадлежащей на праве собственности ее супругу ФИО9 В указанной квартире зарегистрированы и проживают: истец, её супруг и их дети: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь ФИО11 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, а так же дочь супруга от первого брака ФИО11 Валерия, ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес" ФИО1 является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ФКУ "ГБ МСЭ по РА" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N МСЭ-2013 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ, заключением ВК N от ДД.ММ.ГГГГ выданного ГБУ ЗРА "АРКПД".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию муниципального образования " "адрес"" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихсяейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по жилищным вопросам администрации муниципального образования " "адрес"" принято решение об отказе ФИО2 в постановке на жилищный учет, поскольку по уровню получаемого дохода семья ФИО2 не относится к числу малоимущих. Согласно представленной справке отдела муниципальных социальных программ МО " "адрес"" от 28.06.2018г. N среднедушевой доход, приходящийся на каждого члена семьи ФИО2 составляет 24 598,80 рублей.
Распоряжением главы администрации муниципального образования " "адрес"" 02.08.2018г. N-р, постановлено: - отказать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с составом семьи 4 (четыре) человека в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 4.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в связи с наличием ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, что предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. То есть, для постановки органом местного самоуправления на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, помимо указанного критерия необходимо признание указанного лица в качестве малоимущего для принятия на соответствующий жилищный учёт.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер взаимоотношений сторон и, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив, что семья ФИО2 не относится к числу малоимущих граждан, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО4
судьи Ж.К. Панеш
Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.