Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Стальмахович О.Н,
судей
Володкевич Т.В, Полозовой А.А,
при секретаре
Ткаченко А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 20 декабря 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Саркисяна А.А. - Саркисян А.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Саркисяна А.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району", ФСБ России о признании права на исчисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по воинской должности " "данные изъяты" - 35 200 рублей" с 26 ноября 2016 года, возложении обязанности на ФСБ России выплачивать Саркисяну А.А. пенсию за выслугу лет исходя из оклада по воинской должности " "данные изъяты" - 35 200 рублей" с 26 ноября 2016 года, - отказать.
Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В, объяснения представителя ответчиков ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району" и ФСБ России Мурашкина Д.С, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Саркисян А.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району" (далее по тексту - ПУ ФСБ России по восточному арктическому району), Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее по тексту - ФСБ России) о признании права на исчисление пенсии исходя из оклада "должность", возложении обязанности.
В обосновании своих исковых требований указал на то, что до ДД.ММ.ГГГГ он (истец), находясь в звании "данные изъяты", проходил военную службу по контракту в воинской должности "данные изъяты" ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, с должностным окладом 35200 рублей.
В последующем, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий занимаемая им (Саркисяном А.А.) должность была сокращена, и с его же (истца) согласия он был назначен на нижестоящую должность - "данные изъяты" ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, с должностным окладом 31800 рублей, с присвоением ему воинского звания - "данные изъяты".
5 ноября 2015 года ему (истцу) было вручено уведомление об отказе в продлении служебного контракта и предстоящем увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на ней.
В ходе беседы, проводимой с ним руководством в связи с предстоящим увольнением и назначением пенсии, он (Саркисян А.А.) изложил просьбу о сохранении за ним должностного оклада в размере 35 200 рублей по воинской должности "данные изъяты", которую занимал до проведения организационно-штатных мероприятий, что прямо предусмотрено ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и п.п. 8, 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Однако 20 ноября 2015 года им получено сообщение-ответ о том, что размер его пенсии будет исчисляться исходя из оклада в размере 31 800 рублей по должности, занимаемой на момент увольнения.
Приказом от 1 марта 2016 года он (Саркисян А.А.) уволен с военной службы, а приказом от 11 ноября 2016 года исключен из списков личного состава части.
Его неоднократные обращения к ответчикам, в том числе к руководству Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району с просьбой о направлении Директору ФСБ России ходатайства об издании приказа об исчислении ему (истцу) пенсии исходя из оклада по вышестоящей должности, оставлены без удовлетворения.
Полагая, что действиями (бездействием) ответчиков нарушены его права на исчисление пенсии в повышенном размере, Саркисян А.А. просил суд признать за ним право на исчисление пенсии исходя из оклада "данные изъяты" - 35 200 рублей, возложить на ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району" обязанность по направлению в ФСБ России ходатайства об исчислении ему пенсии исходя из оклада "данные изъяты" 35 200 рублей, и обязать ФСБ России издать приказ об исчислении ему пенсии исходя из оклада "данные изъяты" 35 200 рублей.
В ходе судебного разбирательства по делу, а именно 5 июня 2018 года представитель истца Саркисян А.А, действующий на основании доверенности с полным объемом прав, заявил отказ от иска в части требования о возложении на ФГКУ Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району обязанности направить в ФСБ России ходатайство об исчислении истцу пенсии исходя из оклада "данные изъяты" - 35 200 рублей.
Отказ от иска в указанной части судом принят, о чем вынесено соответствующее определение.
С учетом последующего изменения предмета иска, Саркисян А.А. просил суд признать за ним право на исчисление с 26 ноября 2016 года пенсии за выслугу лет исходя из оклада по воинской должности "данные изъяты" - 35 200 рублей, обязать ФСБ России выплачивать ему с 26 ноября 2016 года пенсию за выслугу лет исходя из оклада по воинской должности "данные изъяты" - 35 200 рублей.
Истец Саркисян А.А. участия в судебном заседании не принимал.
Представитель истца - Саркисян А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчиков ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району" и ФСБ России Мурашкин Д.С. полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Саркисян А.А. - Саркисян А.А. полагая означенное решение незаконным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные тем, что заявлялись в суде первой инстанции, настаивая на том, что истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет из оклада по штатной должности, которую он занимал до перевода на воинскую должность с меньшим должностным окладом, то есть из оклада по должности "данные изъяты", которую он занимал более 1 года, имея воинское звание "данные изъяты".
Проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционных жалоб, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941) определены составляющие денежного довольствия (оклады и другие выплаты), учитываемые при исчислении пенсии.
Согласно п. 9 Постановления N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным с военной службы военнослужащим включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Абзацем 2 подпункта "а" п. 9 Постановления N 941 офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Судом первой инстанции установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саркисян А.А. проходил военную службу в воинском звании "данные изъяты" в должности "данные изъяты" СВПУ БО ФСБ России по Камчатскому краю, с должностным окладом 35 200 рублей.
Согласно выписке из приказа от 25 сентября 2013 года N 454 в связи с организационно-штатными мероприятиями Саркисян А.А. был освобождён от указанной выше воинской должности и с 1 октября 2013 года зачислен в распоряжение командира войсковой части.
В период с 24 февраля 2014 года по 30 апреля 2015 года Саркисян А.А, с его же (истца) согласия, проходил военную службу в должности "данные изъяты" ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, с должностным окладом 31 800 рублей (звание по воинской должности - "данные изъяты").
30 апреля 2015 года ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по Камчатскому краю" реорганизовано в форме слияния в ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по восточному арктическому району" (сокращенное наименование - ПУ ФСБ России по восточному арктическому району).
С 1 мая 2015 года по 25 ноября 2016 года, после проведённых организационно-штанных мероприятий, связанных с реорганизацией, "данные изъяты" Саркисян А.А. проходил военную службу в иной должности - должности "данные изъяты" ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, с должностным окладом 31 800 рублей.
25 ноября 2016 года Саркисян А.А. на основании приказа от 11 ноября N 622 исключен из списков личного состава воинской части и ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Судом также установлено, что размер назначенной истцу пенсии исчислен исходя из должностного оклада по последней занимаемой им штатной военной должности государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела по организации государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при увольнении с военной службы истец не имел права на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности начальника отдела, которую он занимал до назначения на должность государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по Камчатскому краю.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
Так, из содержания выше приведенных нормативных положений, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, следует, что исчисление пенсии военнослужащему, переведенному на должность с меньшим должностным окладом, исходя из размера сохраненного из прежней должности оклада возможно только при наличии соответствующих условий: военнослужащий имеет звание подполковника и выше; перевод на указанную должность осуществлен непосредственно с вышестоящей должности на нижестоящую в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями; перевод на указанную должность осуществлен с должностей, которые они занимали не менее одного года; на день перевода военнослужащий имеет выслугу лет, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Между тем, по делу установлено, что после сокращения должности начальника отдела в рп Палана СВПУ БО ФСБ России по Камчатскому краю, Саркисян А.А. в связи с организационно-штатными мероприятиями дважды с его (истца) согласия перемещался на нижестоящую должность: изначально на должность "данные изъяты", а затем - на должность "данные изъяты" ПУ ФСБ России по восточному арктическому району.
Соответственно, применительно к спорным правоотношениям, перевод истца на последнюю занимаемую им штатную должность был осуществлен с равнозначной должности, а не с вышестоящей.
В этой связи размер пенсии Саркисяна А.А. подлежит исчислению в соответствии с окладом по должности, которую он занимал перед увольнением с военной службы - "данные изъяты" ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, какой ему и был установлен при увольнении со службы.
Как следствие, право истца на пенсионное обеспечение нельзя считать нарушенным, а потому законных оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется.
Фактически, апелляционная жалоба повторяет доводы, заявленные в исковом заявлении, и не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.