Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Горна В.Ф. и Венина А.Н,
при секретаре
Гладышеве И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 13 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Гаспаряна А.Г. и Гаспарян А.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 сентября 2018 года, которым Гаспаряну А.Г. и Гаспарян А.А. отказано в удовлетворении административного иска к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании отказа в приемке работ по переводу жилого помещения в нежилое от 16 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Горна В.Ф, объяснения представителя административных истцов Каджая С.Н, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаспарян А.Г. и Гаспарян А.А. обратились в суд с административным иском к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании отказа в приемке работ по переводу жилого помещения в нежилое. В обоснование указали, что в их собственности находится квартира N "адрес". В соответствии с технической документацией, утвержденной межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа, выполнены работы по переоборудованию этого жилого помещения под магазин " "данные изъяты"". На их заявление о приемке работ по переводу помещения в нежилое ответчиком дан письменный отказ от 16 июля 2018 года, который мотивирован отсутствием в представленных документах разрешения на выполнение работ по реконструкции здания. По мнению истцов, выводы ответчика о том, что характер выполненных работ связан с реконструкцией здания, являются необоснованными, поскольку для перевода этого помещения в нежилое выполнялась только перепланировка.
В судебном заседании Гаспарян А.Г. и Гаспарян А.А. участия не принимали. Их представитель Каджая С.Н. заявленные требования поддержала, дополнительно просила возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истцов и выдать акт приемочной комиссии.
Представитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, руководителя этого Управления Проценко Н.В. и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Жигмитдоржиева Д.Б. административный иск не признала, считала его необоснованными.
Заинтересованное лицо Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа участие представителя в судебном заседании не обеспечило. В адресованном суду отзыве полагало требования истцов не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гаспарян А.Г. и Гаспарян А.А. просят решение суда отменить, заявленные ими требования удовлетворить. В обоснование повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно указывают, что для оформления приемочного акта ответчику были предоставлены все документы, предусмотренные Административным регламентом предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения, в связи с чем предложение предоставить дополнительные документы является неправомерным. Вход в проектируемый магазин разработан отдельно от фундамента и конструкций жилого дома, проведение таких работ не является реконструкцией и не требует оформления разрешения на строительство.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 23 ЖК РФ установлено, что перевод жилого помещения в нежилое осуществляется органом местного самоуправления (часть 1).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи (Уведомление о переводе помещения), является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9).
Из материалов дела следует, что Гаспарян А.Г. и Гаспарян А.А. являются собственниками квартиры N, расположенной "адрес"
Уведомлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 января 2017 года истцам согласован перевод данного помещения из жилого в нежилое при условии выполнения перепланировки в соответствии с проектом шифр 0013/15, разработанным ООО "Связьпроект".
Согласно заключению ОАО "Камчатжилкоммунпроект" от 31 августа 2018 года все строительно-монтажные работы по переустройству жилого помещения под магазин " "данные изъяты"" выполнены в соответствии с проектной документацией.
31 мая 2018 года истцы обратилась в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о приемке работ по переустройству (перепланировке) спорного помещения.
Письмом от 16 июля 2018 года в принятии работ по переоборудованию жилого помещения в нежилое отказано. Истцам разъяснено, что утвержденный проект переоборудования жилого помещения предусматривает его оснащение отдельным входом с пристраиваемым крыльцом путем демонтажа части несущей ограждающей конструкции здания. Поскольку выполнение указанных работ связано с изменением параметров объекта капитального строительства для приемки выполненных работ истцам следует дополнительно предоставить разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Считая, что работы по переводу жилого помещения в нежилое не были сопряжены с реконструкцией объекта капитального строительства, что исключает необходимость получения разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Гаспарян А.Г. и Гаспарян А.А. обжаловали указанное выше решение в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об отказе в приемке работ по переводу жилого помещения в нежилое принято Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пределах предоставленных полномочий и при наличии к тому правовых оснований.
Такое решение соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда является органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченным принимать решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п. 1.4.1 приложения N 2 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 N 412 "О функциях и полномочиях Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение").
Согласно положениям ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1).
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как установлено судом первой инстанции, устройство отдельного входа выполнено истцами путем разрушения части внешней стены за счет увеличения существующего оконного проема в наружной стене, являющейся ограждающей конструкцией многоквартирного жилого дома.
Выполнение работ, связанных с изменением параметров объекта капитального строительства, выходит за пределы переустройства и перепланировки жилого помещения, содержание которых раскрыто в ст. 25 ЖК РФ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно усмотрел в произведенных истцами изменениях признаки реконструкции жилого дома.
Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, указание административного ответчика на то, что работы по переводу жилого помещения в нежилое сопряжены с реконструкцией многоквартирного жилого дома, для проведения которых требуется разрешение на строительство, является правомерным, утверждение авторов жалобы об обратном противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Довод жалобы о несоответствии оспариваемого решения Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилого помещения не может быть признан обоснованным, поскольку этот нормативный правовой акт не регулирует возникшие между сторонами спорные правоотношения.
Муниципальная услуга по переводу жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение предоставляется администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с одноименным Административным регламентом (утв. постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 августа 2017 года N 2007). Согласно п. 2.3 этого Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое, которое истцами уже получено (л.д. 19, 22).
Спор между сторонами возник в связи с отказом Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выдать акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода жилого помещения в нежилое, порядок оформления которого находится за рамками процедур, установленных названным Административным регламентом.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.