Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Кононовой Л.И.,
судей Дробиной М.Л, Безгиновой Л.А,
при секретаре Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратовой Д.А.
на решение Апанасенковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Войцеховский С.Л, Войцеховской А.В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации муниципального образования села "адрес" о признании незаконным в части постановления N-п от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И,
установила:
Войцеховской А.В, Войцеховский С.Л, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования села "адрес", в котором просили постановление Администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N-п в части снятия их с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признать незаконным, обязать Администрацию муниципального образования "адрес" восстановить их семью в прежнюю очередь учета нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования села "адрес".
В обосновании исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Войцеховской А.В. на имя главы муниципального образования села "адрес", было подано заявление о принятии её и её супруга на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании постановления администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N-п она с мужем были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании Постановления администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N-п она с мужем были включены в число участников муниципальной целевой Программы "Обеспечением жильем молодых семей в муниципальном образовании села "адрес"". ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ - сын Войцеховский К.С... Об изменении состава семьи истцами было сообщено в администрацию с предоставлением копий соответствующих подтверждающих документов. Постановлением администрации муниципального образования села "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Войцеховской А.В. и члены её семьи: её муж Войцеховский С.Л, их дети Войцеховский Я.С. и Войцеховский К.С. были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципальном образовании "адрес", с которым они не согласны, просили его отменить. Указали, что с ДД.ММ.ГГГГ Войцеховской А.В. и Войцеховский С.Л. состоят в зарегистрированном браке, общего хозяйства с Лобачеву Л.В. - матерью супруги Войцеховской А.В, которая является собственником 1/2 доли жилого дома по "адрес" в "адрес", где они вместе проживают, не ведут. Считают, что ответчик неправомерно включил Лобачеву Л.В. в члены их семьи, в связи с этим сделал вывод об утрате ими статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий и снял с учета.
Решением Апанасенковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Войцеховский С.Л, Войцеховской А.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации муниципального образования села "адрес" о признании незаконным в части постановления N-п от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены.
Суд отменил постановление администрации муниципального образования села "адрес" N-п от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования села "адрес"" в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Войцеховской А.В, Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский С.Л..
Судом возложена обязанность на администрацию муниципального образования села "адрес" восстановить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении жителей муниципального образования села "адрес" семью Войцеховской, состоящую из четырех человек: Войцеховской А.В, Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский С.Л..
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" Панкратова Д.А. просит решение Апанасенковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что все члены семьи истца, а именно: сама Войцеховской А.В, ее супруг, двое их детей, мать истца Лобачеву Л.В, брат истца Лобачев В.В. проживают в домовладении по адресу: "адрес" общей площадью 70,4 кв.м, которое принадлежит на праве собственности Лобачеву Л.В. Кроме того, Лобачеву Л.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу "адрес", общей площадью 52,7 кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека в этой семье составляет выше установленной учетной нормы, составляющей 15 кв.м. Семья Войцеховской включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2018 год, формируемый министерством, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, N. В июне 2018 года, в ходе проверки учетного дела семьи Войцеховской сотрудниками министерства было выявлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека в этой семье составляет выше установленной учетной нормы. "адрес" всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи Войцеховской, составляет 123,1 кв.м. В этой связи, администрация приняла постановление от 16.07.2018 N74-п, которым семья Войцеховской была снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Войцеховской А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также взыскать с Министерства строительства и архитектуры "адрес" расходы на оказание юридической помощи по подготовке настоящих возражений в размере 15000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в судебную коллегию по гражданским делам "адрес" поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" Панкратова Д.А. указывает, что судебные расходы не могут быть взысканы с Министерства как с третьего лица по делу.
В судебное заседание явились: истцы Войцеховской А.В, Войцеховский С.Л, представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" Панкратова Д.А.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От главы администрации МО села "адрес" Коваленко А.Ф. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с ч.3, 5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" Панкратова Д.А, поддержавшую апелляционную жалобу, истцов Войцеховской А.В, Войцеховский С.Л, возражавших против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводы жлобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы.
В Постановлении Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Постановлением Правительства РФ N 575 от 14 июля 2011 года внесены изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, а именно в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" указанной Программы: а) пункт 2 дополнить подпунктом "е" следующего содержания: е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила), действующие по настоящее время.
Согласно пункту 5 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как следует из пункта 10 Правил расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: для семьи, численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв.м; для семьи, численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв.м. на 1 человека.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что на момент принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Войцеховской, состоящая из заявителя и ее супруга Войцеховский С.Л, проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", пер. Калинина, "адрес". Впоследствии в состав семьи включены их дети: Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент постановки на учет и на момент рассмотрения спора в суде в данном жилом помещении, кроме семьи Войцеховской зарегистрированы и проживают: Лобачеву Л.В. (мать Войцеховской А.В.) Лобачев В.В. (брат Войцеховской А.В.), всего 6 человек. Жилой дом имеет общую площадь 70,4 кв. м.
Постановлением администрации муниципального образования села "адрес" N-п от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жителей муниципального образования села "адрес"" в соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом муниципального образования села "адрес" Войцеховской А.В, Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский С.Л. сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилых помещений, с учетом 1/2 площади жилого помещения (общей площадью 52,7 кв.м.), расположенного в селе Дивном, "адрес", принадлежащего члену семьи - Лобачеву Л.В, выше учетной нормы (16,12 кв.м. на каждого члена семьи).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст.4 ГК, ст.ст.51, 56 ЖК РФ, Постановлением Правительства N от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении федеральной целевой программы "Жилище", пришел к выводу, что оснований для исключения заявителя и членов его семьи из списков у ответчика не имелось, поскольку семья Войцеховской А.В. не обеспечена жилым помещением по нормам, установленным решением совета муниципального образования села "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения в муниципальном образовании села "адрес"".
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
Из положений п. 7 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Решением совета муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края от 21.12.2010 N 382 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения в муниципальном образовании села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края" установлена учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
При определении обеспеченности семьи жилыми помещениями следует учитывать следующее.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, в состав семьи Войцеховской А.В. входят: супруг Войцеховский С.Л, их несовершеннолетние дети: Войцеховский Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войцеховский К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также Лобачеву Л.В. (мать Войцеховской А.В.), Лобачев В.В. (брат Войцеховской А.В.), т.е. 6 человек.
Вывод суда первой инстанции о том, что Лобачеву Л.В. не является членом семьи своей дочери Войцеховской А.В. противоречит положениям ч.1 ст.31 ЖК РФ, согласно которой дети собственника жилого помещения являются членами его семьи без каких-либо дополнительных условий, т.е. независимо от факта ведения ими общего хозяйства.
Учитывая изложенное, при определении нуждаемости семьи Войцеховской А.В. следует учитывать площадь всех жилых помещений, собственником которых является Лобачеву Л.В.
Поскольку Лобачеву Л.В. принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 70,4 кв.м, по адресу: "адрес", пер.Калинина, "адрес", а также 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес", общей площадью 52,7 кв.м. (л.д.142-144), то на одного члена семьи Войцеховской А.В. приходится 10,26 кв.м. общей площади, из расчета: (70,4 кв.м. + 52,7 кв.м.) х 1/2 : 6 = 10,26 кв.м.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" Панкратова Д.А. в суде апелляционной инстанции не смогла подтвердить правильность приведенного в апелляционной жалобе расчета общей площади жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи Войцеховской, состоящей из 6 человек, составляющей 20,52 кв.м, исходя из общей площади 123,1 кв.м, который сделан без учета того, что Лобачеву Л.В. является долевым собственником указанных выше жилых помещений.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" о том, что суд не учел наличие у Лобачеву Л.В, принадлежащих ей на праве собственности жилых помещений по адресу: "адрес" общей площадью 70,4 кв.м, и по адресу: "адрес", общей площадью 52,7 кв.м, где ей принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности, судебной коллегией отклоняются.
При этом, довод апелляционной жалобы о том, что истцами не представлены доказательства наличия у семьи Войцеховской достаточных доходов для подтверждения возможности оплаты суммы, превышающей размер предоставляемой соцвыплаты, для приобретения жилого помещения, правового значения не имеет, поскольку основанием для снятия семьи Войцеховской с жилищного учета послужило только отсутствие их нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д.141).
Содержащееся в возражениях на апелляционную жалобу заявление истца Войцеховской А.В. о взыскании судебных расходов на подготовку указанных возражений в размере 15000 рублей с третьего лица Министерства строительства и архитектуры "адрес" судебная коллегия считает не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.98 ГПК РФ судебные расходы не могут быть взысканы с третьего лица.
При таком положении предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 28 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратовой Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.