Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Турлаева В.Н, Шеховцовой Э.А.
с участием секретаря
Костина Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Фурмановой..,
на решение Советского районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2018 года,
по исковому заявлению Ландик.., Грень.., действующей в свих интересах и в интересах несовершеннолетнего Грень... к администрации Советского городского округа Ставропольского края об установлении факта проживания, обязании ответчика включить в список пострадавших от чрезвычайной ситуации,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И,
установила:
Ландик С.Н, Грень Л.А, действующей в свих интересах и в интересах несовершеннолетнего Грень Д.Д. обратились в Советский районный суд с иском к администрации Советского городского округа Ставропольского края об установлении факта проживания, обязании ответчика включить в список пострадавших от чрезвычайной ситуации.
В обосновании своих требований указывает, что 05 июля 2018 г, 25 июля 2018 г. обращалась с заявлениями в администрацию Советского городского округа Ставропольского края о включении Ландик С.Н. и членов её семьи Грень Л.А, Грень Д.Д. в список граждан проживающих на территории муниципального образования Советского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшего на территории Советского городского округа 01 июля 2018 года, для получения единовременной выплаты, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: г... оказался в зоне чрезвычайной ситуации. Жилой дом имеет следующие повреждения: полностью снесена кровля крыши дома, обвалился потолок в ванной комнате, кухне, потеки воды на стенах дома.
Постановлением администрации Советского городского округа Ставропольского края от 02 июля N 833 "Об утверждении Перечня домовладений и социальных объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Советского городского округа Ставропольского края" домовладение по... включено в перечень пострадавших домовладений.
В данном домовладении истец и члены её семьи Грень Л.А, Грень Д.Д. проживает с 2003 года и по настоящее время.
Факт проживания по адресу:.., подтверждается справкой уличного комитета и свидетельскими показаниями соседей.
Однако администрация городского округа отказала во включении истцов в список граждан, имеющих право на получение выплаты, поскольку у них отсутствует регистрация по данному месту жительству.
Просили суд:
-установить факт проживания Ландик С.Н. и её членов семьи Грень Л.А, Грень Д.Д. по адресу:...
-признать Ландик С.Н. и членов её семьи Грень Л.А. действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Грень Д.Д, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшего 01 июля 2018 года на территории Советского городского округа Ставропольского края;
-обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края включить Ландик С.Н. членов её семьи Грень Л.А. действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Грень Д.Д, в список граждан, проживающих на территории муниципального образования Советского городского округа Ставропольского края, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - ливневого дождя и шквалистого ветра, произошедшего 01 июля 2018 года на территории Советского городского округа Ставропольского края на получение единовременной выплаты.
Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2018 года, исковые требования Ландик С.Н, Грень Л.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Грень Д.Д. - удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Фурманова В.В. просит отменить решение, принять по делу новое, отказав в удовлетворении исковых требований. С указанным решением ответчик не согласен, поскольку считает, что имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом не исследовался вопрос о принадлежности истцам на праве собственности иного недвижимого имущества, в котором истцы могли бы проживать, а также вопрос оснований регистрации по другим адресам.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Ландик... просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истцы, ответчики извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, к числу которых согласно статье 1 названного закона отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, то есть граждане Российской Федерации, которым в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия причинен вред здоровью или материальный ущерб.
Пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз предусмотрено, что гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (пункт 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки в редакции, применяемой к спорным отношениям).
Единовременные денежные выплаты предоставляются пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края (пункт 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Согласно пункту 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки (в редакции, применяемой к спорным отношениям) в целях реализации Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что жилой дом и земельный участок по адресу:... принадлежат на праве собственности Ландик С.Н. на основании свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26АГ277475, выданного 03.11.2003 года, серии 26A3141292, выданного 11.10.2010 года (л.д.11-12)
Регистрация по указанному месту жительства у истцов отсутствует, что подтверждается паспортами, из которых следует, что Ландик С.Н. зарегистрирована по адресу:... ; Грень Л.А. и Грень Д.Д. зарегистрированы по адресу: г... (л.д. 6-10).
Из акта обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации - сильного ливня продолжительностью 20 минут, количеством осадка 42 мм, шквалистым усилением ветра до 25 м.с. на территории Советского городского округа Ставропольского края, произошедшего 01.07.2018 года, утверждённого Главой Советского городского округа Воронковым С.Н, усматривается, что жилой дом по ул.... имеет следующие повреждения: повреждена крыша дома -60 листов шифера, завалило фронтон, сорвало конек на крыше, обрушился потолок, на кухне обвис потолок (л.д. 14).
В соответствии с письмом администрации Советского городского округа Ставропольского края N 4685 от 23.07.2018 года Ландик С.Н. отказано во включении в список граждан, проживающих на территории муниципального образования Советского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильного ливня и шквалистого ветра 01.07.2018 года, на получение единовременной выплаты, ввиду того, что она не зарегистрирована в принадлежащем ей домовладении N... по ул..., рекомендовано обратиться в суд (л.д.16).
Из справки уличного комитета ул.... от 01.07.2018 года, следует, что Ландик С.Н. действительно проживает по адресу:... с 2003 года, Грень Л.А, Грень Д.Д. проживают по указанному адресу с 2013 года (л.д.17).
В подтверждение проживания по данному адресу Ландик С.Н. также представлены квитанции об оплате коммунальных услуг по адресу: г.... ; квитанции об оплате налога на недвижимое имущество по указанному адресу, договор N 13904, подписанный 10.07.2014 года между ОАО "Зеленокумскрайгаз" и Ландик С.Н. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и домовладении внутриквартирного газового оборудования по адресу:.., а так же абонентскую книжку ОАО "Зеленокумскрайгаз", выданную Ландик С.Н, в которой содержится запись о том, что 10.07.2014 года Ландик С.Н, Грень Л.А, Грень Д.Д. проведен инструктаж.
Удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции указал на анализ представленных в суд доказательств и сделал вывод о том, что они, бесспорно, свидетельствуют о том, что истцы Ландик С.Н, Грень Л.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Грень Д.Д, действительно проживали по состоянию на 01.07.2018 и проживают в настоящее время по адресу г.... Поскольку домовладение по указанному адресу пострадало в результате стихийного бедствия, имевшего место 01.07.2018, что ответчиком не отрицалось, то суд пришел к выводу об удовлетворении требований о признании истцов пострадавшими от данной чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение единовременной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности.
Отсутствие регистрации истцов в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Отсутствие регистрации истцов по месту постоянного проживания по адресу г.... не свидетельствует об отсутствии у них права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств их постоянного проживания в данном домовладении в том числе и на момент чрезвычайной ситуации.
Как видно из дела, на момент чрезвычайной ситуации в г. Зеленокумске 01.07.18 г. истцы постоянно проживали в домовладении по адресу г.... длительное время, вели совместное хозяйство. Из искового заявления следует, что Ландик С.Н. обращалась в администрацию Советского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении её и членов её семьи Грень Л.А. и Грень Д.Д. в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах у суда имелись законные основания полагать, что при вышеуказанном стихийном бедствии пострадало имущество истцов.
Возникновение права пострадавших граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества также не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности. Данная финансовая помощь оказывается пострадавшим в ЧС гражданам, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Эти факты нашли свое подтверждение при рассмотрении дела судом.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.